Конспект урока по физической культуре на тему "ходьба и бег в колонне". Разминка на уроке физкультуры I. Образовательные задачи

Конспект занятия по физической культуре в классе предшкольной подготовке

Тема. Ходьба и бег по кругу.
Задачи:

Учить детей ходить и бегать по кругу.
- Совершенствовать навыки основных видов движений: умение ползать на животе по скамье, перепрыгивать через «ручеек», приучать детей к контролю и самоконтролю.
- Формировать правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.
- Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость, координационные способности.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.
- Воспитывать желание у ребенка обращать внимание на самого себя, на свой организм и тело. Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного, активного настроения.
Оборудование. Гимнастическая скамейка, веревка, мат.
Ход занятия.
Дети входят в зал в колоне по одному. Строятся в шеренгу.

Воспитатель . Здравствуйте, ребята!
Речевка:
Вам физкульт ура, ура!
Мы – здоровая семья.
Утро – глазки открывай
И кроссовки обувай.
Шагом, бегом и прыжками
В зал собрались с вами,
С физкультурой мы друзья,
Вам ура, ура!
Воспитатель Сегодня я вам предлагаю необычное занятие, путешествие в сказку «Колобок», она вам знакома. А героев сказки кто может назвать (дети называют героев сказки), Молодцы! Так вот нам телеграмму прислал сам Колобок. Послушайте, что в ней. (читает телеграмму)
Телеграмма:
«Всем привет от колобка, развеселого дружка!
Нынче сам хотел прийти, но опять сейчас в пути!
Физкультурой увлекаюсь, плаваньем я занимаюсь,
Чтоб здоровым быть как я, и пластичным - как змея.
Очень ловким - как мартышка,
И девчонкам и мальчишкам нужно спортом заниматься!
В благодарность, вам, друзья!
Колобковая семья приготовит угощенье
Всем гостям на удивленье.
А сейчас всем в путь пора, до встречи в сказке…. детвора»!
Колобок.

. Воспитатель Ну, что ребята согласны на путешествие.

Вводная часть. Воспитатель.
Построение в шеренгу.
Ходьба по кругу
Воспитатель. (Ходьба по кругу)
По дорожке все шагаем, и здоровье укрепляем, осанку сохраняем
1.Упражнение
«Әтеш » (петушок) с высоким подниманием колена, руки в стороны.
…Вот идет петушок, гордо поднял гребешок.
2.Упражнение «
Тауық » (курочка) на носках, руки на пояс
… Вышла курочка гулять свежей травки пощипать.
3, Упражнение « Жас аналық » (уточка) ходьба на внешней стороне стопы, руки за спину.
…Уточка в вразвалочку идет, своих деточек ведет.
4. Упражнение «
Бақа » (лягушка) прыжки с продвижением вперед.
… В болоте живут лягушки, они мне как подружки.
5. Упражнение «
Ұшақ »(самолеты)
А теперь бегом по кругу догоняем мы друг друга
Воспитатель. Ребята! посмотрите в окошко! Вместе с нами отправилось в путешествие солнышко

Смотрит солнышко в окошко смотрит в нашу комнату
Обычным шагом
Ребята! как настроение, не устали? Молодцы! Продолжаем путешествие.
- построение в круг
- Улыбнуться друг другу.
ОРУ 1 И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища
- на 1 – зажмуриться
- на 2 - открыть глаза (10 раз):
2. и.п. (то же, руки на поясе) - наклоны головы вправо, влево (10 раз):
3. И. п.: ноги на ширине плеч, параллельно, руки на поясе. 1- руки вперед, 2- руки вверх, 3– руки в стороны; 4- вернуться в исходное положение (7-8 раз).

4 . И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- поворот туловища вправо, руки в стороны; 2- вернуться в исходное положение. То же влево (8 раз).

5. «Наклоны» ( 8 раз )
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе
- наклоны вправо, влево
6.« Мельница» (6 раз)
И.п. – ноги шире плеч, руки развести в стороны
- на 1 коснитесь левой ноги правой кистью
- на 2 - снова назад

На 3 - левая рука должна коснуться правой ноги

На 4 - и.п.
7..«Буратино» (5 раз)
и.п. – сед, ноги в стороны, прямые
- поочередные наклоны к правой, левой ноге
8. « Велосипед » (10 раз)
и.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладонями низ
- круговые движения ногами
9.Приседание

1 – присеть, руки вытянуть вперед

2 – вернуться в и.п.

10 .Прыжки (10 раз)
И.п. – ноги вмести, руки на пояс.

1- прыжок расставить ноги в стороны, сделать хлопок над головой

2- вернуться в и.п.
6. Упражнение на дыхание «пчелка» на восстановления дыхания
ОВД

1. Прыжки через «ручеек» 2. Ползание по-пластунски по скамье
3. Прыжки из обруча в обруч
построение в круг.
Воспитатель

Игра малой подвижности «Летает – не летает»

Цель игры: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, воспитывать внимание.

Ход игры. Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз. Если не летают, дети опускают руки вниз.

Правила игры. Не толкаться.

День и ночь

Цель игры : обучать детей умению бросать и ловить мяч.

У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

Воспитатель Ребята, а давайте вспомним и покажем движениями, как бабка колобка пекла. (дети выполняют имитационные движения под текст)
Сначала нужно насыпать муки на стол
взяли кувшин, налили молоко
соль, сахар, яйцо, ваниль
замесили тесто и колобка слепили
в печь посадили
Воспитатель . Садитесь на ковер. (звучит спокойная музыка) Дети сидят отдыхают, слушают музыку, восстанавливают силы. Вы довольны? Вам понравилась игра? Устали? Значит, вы занимались от души с любовью и стараньем. Какое упражнение было выполнять легче, а какое труднее? Кто из ребят лучше выполнял упражнение? А какое упражнение вы пожелаете выполнять нашим гостям? Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Раздается стук в дверь, заходит почтальон Печкин с посылкой. Письмо от бабушки: «Молодцы ребята, угощайтесь малыши, вам здоровья всем желаю, в сказку гости приглашаю» Бабушка и Колобок.

Воспитатель Вот и закончилось наше занятие

Самоанализ проведённого физкультурного занятия.

Воспитатель: Маковская Е.В.

Мной был разработан план физкультурного занятия в соответствии с возрастом детей, их физической подготовленностью, уровнем физического развития и с методикой проведения. Соблюдение последовательность выполнения ОРУ и основных движений – одно упражнение на разучивание, следующее на закрепление.

На занятии реализовала 3 основные задачи физического воспитания детей: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Согласно методике физкультурного воспитания, мой конспект состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной. Учла количество упражнений, входящих в основную часть с учётом возраста детей и количество повторов.

Во время выполнения упражнений обращала внимание детей, что надо держать осанку, следила за чистотой выполнения упреждений. Если видела, что у ребёнка не получается, подходила и исправляла, объясняла и показывала на собственном примере. Использовала методические указания и команды, соответствующие возрасту детей

Например, упражнение «Әтеш », « Тауық », « Жас аналық », « Ұшақ »

На физкультурном занятии использовала, поточный и фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Эти способы позволили за выделенное время обеспечить достаточно высокую повторяемость, достижению высокой активности каждого ребёнка и достаточную физическую нагрузку при выполнении любого движения, высокую моторную плотность.

Я постаралась, чтобы занятие прошло интересно, разнообразно и содержательно. Во время занятия не забывала хвалить детей. Считаю, что в целом занятия провела уверенно, дети были довольными и весёлыми. Детям очень понравилось подвижные игра

Считаю, что основные цели, поставленные на занятии, достигнуты.

Разминка на уроке физкультуры – вещь простая, но необходимая. Именно она позволяет подготовить мышцы к выполнению физических упражнений и защищает детей от получения всевозможных травм в процессе занятия.

Разминка на физкультуре

Разминка - основа физкультуры, и она должна охватывать все тело по максимуму. Впрочем, это не требует длительного времени, и стандартный вариант охватывает всего 10-15 минут времени урока. Кроме основной программы стоит включить усиленную разминку на те группы мышц, которые будут задействованы в занятии: например, перед бегом большое внимание уделить разминке ног.

Итак, стандартная разминка для школы выполняется из основного положения ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, руки вдоль тела или на бедрах:

  • наклоны головы вперед-назад на 4 счета (8-12 раз);
  • наклоны головы вправо и влево на 4 счета (8-12 раз);
  • повороты головы в стороны на 4 счета (8-12 раз);
  • вращение головой по кругу по 2 раза в обе стороны;
  • руки к плечам, вращение плечами вперед-назад на 4 счета (8-12 раз);
  • разминка запястий – вращение в обе стороны по 2-4 раза;
  • разминка локтей – вращение в обе стороны по 4 раза;
  • вращение в пояснице по кругу по 2-4 раза в каждом направлении;
  • наклоны туловища вперед-назад на 4 счета (8 раз);
  • наклоны туловища вправо-влево на 4 счета (8 раз);
  • разминка голеностопных суставов – вращение по и против часовой стрелке по 4 круга в каждую сторону;
  • аналогичная разминка для тазобедренных суставов;
  • руки поставить над коленями и выполнять вращение в коленном суставе по 2-4 круга в каждом направлении;
  • выполнение классических выпадов вперед – по 8 раз для каждой ноги;
  • махи ногами – по 10-15 махов для каждой ноги.

Если есть необходимость провести физкульт-минутку на другом занятии, например, разминку на уроке английского языка, можно оставить только те упражнения, которые затрагивают шею, плечи и руки, а также добавить сжимание и разжимание кулачков для разминки кистей рук.

Веселая разминка для детей

Обычные разминки маленькие дети не очень любят, но если на время ее включить веселую бодрую музыку, то даже самая обычная разминка пройдет на ура. Еще один хороший ход – предложить кому-нибудь из учеников провести разминку самому (разумеется, нужно подсказывать правильные упражнения). В этом случае в младшей школе к разминке также относятся с большим интересом.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Тема: “Строевые приёмы: повороты, перестроения в шеренги, колонны на месте, в движении”

I. Образовательные задачи:

  1. Совершенствовать технику строевых приёмов на месте, в движении.
  2. Учить самостоятельному проведению строевых приёмов на месте, комплекса ОРУ.
  3. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, инициативу.
  4. Научить подвижной игре “Штандер”.

II. Оздоровительные задачи:

  1. Формировать правильную осанку.
  2. Учить правильному дыханию при выполнении упражнений во время бега, ОРУ.

III. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
  2. Воспитывать чувство ответственности за порученное задание.

Инвентарь: план-конспект урока учителя, карточка с описанием подвижной игры, конспект комплекса ОРУ учащегося, набивные мячи 1,5 кг, небольшой мяч.

Доз-ка Организационно-методические указания
Подготовительная часть: До начала занятий подготовить наб/мячи в установленном месте.

Отметить отсутствующих. По порядку номеров рассчитаться.

Построение, приветствие, сообщение темы, задачи урока. Значение строевых приёмов, без которых невозможна успешная организация учащихся на уроках физической культуры. Они обеспечивают порядок и дисциплину на уроках, настраивают учащихся с первых минут урока на серьёзное отношение к работе, формируют правильную осанку, умение согласованно выполнять коллективные действия в строю.
Команда: “Равняйся! Смирно!” на 1-2-й рассчитайся!
Строевые приёмы на месте:
  • Повороты налево (направо), кругом.
  • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.
Вызывается один желающий, провести строевые приёмы на месте или по алфавиту. Следить за терминологией, ритмом, чёткостью выполнения. Подсказывать.
Анализ самостоятельного проведения строевых приёмов. Поблагодарить, отметить ошибки, над чем продолжить работать.
Ходьба с заданием:
И.п. – обычная ходьба

1 – левая рука на пояс, 2 - правая рука на пояс;

3 – левая на плечо, 4 -правая на плечо;

5 – левая вверх прямая, 6 - правая вверх прямая:

7 – левая в сторону прямая, 8 - правая в сторону прямая.

Следить за осанкой, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием.
И.п. – руки за голову, ходьба на носках. Локти широко развести в стороны, спина прямая, ноги прямые.
И.п – руки на пояс, ходьба на пятках Держать равнение в колонне, следить за осанкой, за дыханием.
И.п. – руки за спину, ходьба на внешней стороне стоп. Голову держать прямо, локти широко развернуть в стороны, спина прямая. Профилактика плоскостопия.
И.п. – руки за голову, в полуприседе. Спина прямая, локти широко развёрнуты в стороны. Следить за дыханием.
Обычной ходьбой, марш! Восстанавливаем дыхание.
Бег с заданием:
Обычный бег в среднем темпе. Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.
Внимание! 1-е (2-е) номера, влево в 2 колонны стройся!

1-е (2-е) номера в одну колонну стройся!

Следить за дыханием, равнение в колоннах.
1-е (2-е) – бег с высоким подниманием бедра, 2-е

(1-е) бег с захлёстыванием голени назад.

Через 10 сек. меняются упражнениями по сигналу свисток.
Внимание! 1-е бег спиной вперёд, 2-е – обычный бег. Через 10сек. меняются упражнениями. Следить за дистанцией, не допускать столкновений.
Бег в противоположным направлении.

Варманты:

а) вызываются сначала нечётные номера №1,3,5,7,9, затем чётные;

б)10,9,8,7,6,5,4 и т.д.;

в) повторять номера по 2 раза.

Вызывается учащийся по порядковому номеру в строю н-р: №7, учащийся под этим номером выбегает из колонны, разворачивается и бежит в противоположном направлении, поравнявшись с колонной встаёт на своё место.
Упражнения в парах:

2-е номера влево становись!

1-2-е лицом друг к другу становись! Руки на плечи друг другу. Приставными прыжками – марш!

Соблюдать дистанцию, равнение в колонне, не допускать столкновений. Следить за дыханием.
Закончили упражнение, 2-е номера в одну колонну стройся! Постепенно переходим на ходьбу. Восстанавливаем дыхание руки через стороны. Вдох, выдох. Если дыхание не восстановилось, пройти ещё один круг.
По ходу движения берут в правую руку набивной мяч. Вес мяча 1,5 кг. Никаких лишних движений с мячом.
Основная часть:
Перестроение в 2 шеренги.

Комплекс ОРУ с набивными мячами

Комплекс проводит учащийся (по очереди) проводит без подсматривания в конспект если недостаточно упражнений, то даются рекомендации(он должен знать комплекс наизусть). Конспект заранее проверяется. По ходу проведения комплекса, исправляется терминология, команды, ритмичность.
Построение в одну шеренгу. Анализ проведения комплекса ОРУ. Оценка. Замечания учащихся, какие неточности, ошибки были допущены проводившим комплекс. Что понравилось.
Совершенствование техники строевых приёмов в движении:
  • Повороты налево, направо, кругом.
  • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.
  • Вариант усложненных упражнений:

    Следить за правильной осанкой.
    • Перестроения в шеренги: 1-е (2-е) номера вперёд (назад) с поворотом налево (направо или кругом) становись!
    • Перестроения в колонны: 2-е (1-е) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) становись!
    • 1-е (2-е) номера в одну, с поворотом направо (налево, кругом) становись!
    Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.

    Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.

    Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.

    Совершенствование техники походного, строевого шага.
    Строй в две колонны: “В обход налево за направляющими – Марш!”
    • Через середину в две колонны – Марш!
    • Класс! Налево (направо) – Марш!
    • Класс! Кругом!
    Соблюдать равнение, дистанцию. Следить за правильной осанкой, шагом, ритмичностью, отмашкой рук.
    Противоходом налево (направо) Марш! Выполняют задание в колоннах по двое.
    Через середину зала в колонны по 2-е – Марш!

    1-е налево!

    Через середину зала в колонны по 3 (4,5,6) – Марш!

    Класс! В колонну по 1-му(2) в обход налево (направо) Марш!

    В колонны по двое – походным шагом – Марш! Равнение в колоннах, дистанцию держать, следить за осанкой.
    Класс! Строевым шагом – Марш!

    Строевым – налево, направо, кругом!

    Чёткость движений, правильная осанка.
    Класс! Обычным шагом в одну колонну – Марш! Учащиеся идут на первоначальное место построения.
    Подвижная игра “Штандер”. Объяснение игры с усложнённым вариантом (вместо имени выкрикивается порядковый номер учащегося). Мяч небольшого размера, но не твёрдый.

    Игра заканчивается по сигналу свисток.

    Заключительная часть:

    4-5 мин.

    Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Объявить и выставить оценки.

    Д/з – составить комплекс ОРУ с гимнастическими палками.

    Отметить лучших, активных учащихся, что получилось на уроке, что не получилось, над чем нужно поработать.
    Организационный уход из спортивного зала.

    Литература

    1. П.К.Петров Методика преподавания гимнастики в школе; Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,2000
    2. А.П. Богомолов Гимнастика учеб. для инст. физкультуры. Строевые упражнения. “Физкультура и спорт”,1980
    3. Физкультура и ты /сост.Т.Е.Заводова, В.В.Самодумская. – Мн.: Красико – принт, 2005 (педагогическая мастерская)

    Ребята, представьте себе, что вы поезд. Каждый из вас, это вагончик, а направляющий-паровоз. Я прошу вас войти в зал и занять свое место так, как будто это сделал поезд.

    Вход в зал в колонне по одному и построение в одну шеренгу.

    Поезд 3 класса на станцию «Физкультурная» прибыл. Сегодня мы отправимся в путешествие по железной дороге. Но прежде чем отправится-назовите правила Т.Б.

    Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.

    Необходимо соблюдать дистанцию в строго и при выполнении упражнений.

    Запрещается толкаться, ставить подножки товарищу, заниматься с развязанными шнурками, перебивать учителя, общаться с товарищем на интересные темы.

    Чтобы поезд двигался, нужен машинист. Машинистом будет Дима (Игорь). Я буду кондуктором и озвучивать станции.

    Станция «Строевая».

    Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!

    1,2,3……….расчет окончен.

    Н.А., 3»А» класс присутствуют.. человек.

    Вольно. Молодцы, ребята! Но нам нужно двигаться дальше.

    Станция «Разминка».

    На этой станции мы должны будем выполнять разминку. По дороге нам встретятся сказочные звери. И чтобы животные не испугались и не обиделись на нас, мы будем повторять их движение. И так, в обход по спортивному залу: «Шагом марш!»

    Навстречу из сказочного леса выходит

    «Антилопа» (Руки вверх, скрестно, ладони вперед, пальцы врозь).

    «Петушок» заблудился в лесу. (Одна рука изображает гребень на голове, пальцы врозь, вторая-назад, к пояснице, пальцы врозь-хвост, туловище слегка наклонено вперед).

    Петушок ушел своей дорогой, а вот навстречу

    «Медведь» (ходьба на наружном своде стопы, в небольшом полуприсяде, руки слегка согнуты, локти в стороны, пальцы в кулак, к бедрам, щеки надуты).

    А теперь на нашей дорожке появился

    «Пингвин» (Ходьба на внутреннем своде стопы, колени вместе, полусогнуты ноги, руки внизу, кисти параллельно полу.)

    «Журавль» (Ходьба на носках, изображая вышагивающую птицу, руки вверх, пальцы переплетены).

    «Гусеница» (Дети держат друг друга за пояс).

    Станция «Беговая».

    На этой станции мы повторим беговые упражнения.

    Руки в локтях согнуть, переходим на спортивную ходьбу. Раз, два, три, четыре……….

    Легким бегом побежали

    С высоким подниманием бедра

    С захлестом голени

    С подскоком

    За последним, за первым…

    Спиной вперед

    Змейкой

    Без задания два круга.

    Переходим на спортивную ходьбу…Раз, два, три, четыре…Ре-же, раз, два…Восстанавливаем дыхание.

    Станция «Разметка».

    Следующая станция «Разметка». Нам необходимо преодолеть сложный путь. Давайте посмотрим, как вы справитесь.

    Класс! По залу шагом марш! Класс! В улитку завернись!

    Класс! В круг становись!

    Класс! В два круга становись!

    Класс! На две колонны разойдись!

    Класс! В одну шеренгу становись!

    Класс! По диагонали становись!

    Класс! На три колонны разойдись!

    На месте…стой! Раз, два.

    Разомкнитесь на вытянутые руки.

    Станция «Зарядка».

    Станция «Эстафета».

    Класс! В одну шеренгу становись!

    Сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого нам надо разбиться на две команды. Класс! На 1,2 рассчитайсь!

    1, 2, 1, 2……….

    Теперь у нас два поезда и будет два машиниста.

    Эстафета с мячом.

    Мяч катим рукой по земле вокруг кегли и передаем его партнеру.

    Эстафета «Посадка картофеля».

    По сигналу направляющие раскладывают инвентарь (клубни) в лунки, добегают до линии, возвращаясь собирают и передают следующему игроку.

    Эстафета «Прыжки в мешках».

    Эстафета-игра «Мяч капитану».

    (Выходит капитан, бросает каждому игроку своей команды мяч, тот, кто ловит мяч, возвращает его капитану, а сам присаживается, и так пока не присядет вся команда).

    Эстафета-игра «Перетягивание каната».

    Все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель указывает на того, кто будет говорить: «Скок, скок, скок». Все участники игры идут по кругу и поют: «Мы составили все круг, повернёмся разом вдруг!» На эти слова все поворачиваются и продолжают: «А как скажем - скок, скок, скок - отгадай, чей голосок». Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен отгадать, кто сказал эти слова. Узнанный игрок идёт в середину, а водящий в круг. Если водящий не отгадывает, он продолжает стоять в середине круга.

    Станция «Конечная».

    Подведение итогов.

    Чем мы занимались во время путешествия?

    Рефлексия.

    У меня в руках корзина, где лежат ваши оценки (5, 4, 3). Сегодня я разрешаю самим себе поставить оценки, только справедливо. Те, кто хорошо поработал на полную силу-могут поставить себе 5. Ребята, которые не совсем постарались, могут поставить себе другую оценку.

    Класс! В одну шеренгу становись! Покажите свои оценки.

    Я благодарю вас за урок.

    Домашнее задание.

    Дома пожалуйста подумайте над упражнения по разметке, кроме того, что мы уже умеем.

    Равняйсь! Смирно! Нале-во! Раз, два! На выход шагом марш!

    Ходьба - естественный способ передвижения человека. При ходьбе человек опирается на грунт то одной, то двумя ногами, т.е. имеет постоянный контакт с опорой. Движения рук и ног при ходьбе перекрестные: шагу правой ноги соответствует вынос вперед левой руки и наоборот.

    Ходьба - замечательное средство для развития и укрепления мышц, главным образом мышц ног. К сожалению, многие учителя без должного внимания относятся к этому классическому прикладному физическому упражнению, забывая, что ходьба не только является вторым двигательным действием человека вслед за младенческим ползанием, но и служит основным средством перемещения в пространстве. Включая в урок упражнения в ходьбе, учитель решает две задачи. Во-первых, он формирует основы рациональной техники прикладных движений и, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их выполнения.

    На уроках физической культуры с младшими школьниками в 1-4-х классах используют следующие виды ходьбы: обычную, на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы, на внешней стороне стоны, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, либо на всю ступню, спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, с различными положениями рук, с маховыми движениями ног, высоко поднимая колено согнутой ноги, с поворотами туловища, с наклонами вперед, выпадами, с подскоком, с выпрыгиванием, в полуприседе или приседе, крадучись и др.

    Широко применяется ритмическая ходьба: с подсчетом учителем, коллективным подсчетом, в различном темпе под звуковые сигналы. Для воспитания темпа шаги подкрепляются различными ритмическими движениями в такт ходьбы: хлопки в ладоши, притопывание и т.д.

    Применяется ходьба коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, по разметкам, с перешагиванием через скамейки, преодолением 2-4 и более препятствий.

    Целесообразно придерживаться следующей последовательности в обучении приемам ходьбы.

    • 1. Имитационная ходьба. Детям предлагают подражать походке медведя, кошки, гуся и т.п.
    • 2. Ходьба обычная, широким свободным шагом, на носках, на пятках, на наружной и внутренней стороне стоны с различным положением рук (на поясе, за спиной, за головой и др.).
    • 3. Ритмическая ходьба (иод счет учителя, под барабан, удары гимнастической палкой об иол, с хлопками в ладоши, иод коллективный счет, с песней, ходьба под музыкальное сопровождение (звукозапись)).
    • 4. Сочетание движений ног с одноименными и разноименными движениями рук. Обучить основным положениям и движениям рук, ног в ходьбе.
    • 5. Освоение начала движения с левой ноги; ходьба с акцентом на левую ногу под счет, под музыку, с песней.
    • 6. Ходьба на носках в коридоре шириной 20 см (границы коридора обозначают начерченными линиями или тонкими веревками).
    • 7. Ходьба с высоким подниманием бедра, перешагивая через различные мелкие предметы (мячи, палки и др.)» с преодолением 2-4 препятствий, с чередованием шагов с прыжками.
    • 8. Ходьба в ногу в равномерном и изменяющемся темпе, с замедлением и ускорением, в различном темпе под звуковые сигналы, с разной скоростью.
    • 9. Ходьба коротким, средним и длинным шагом, по разметкам, с изменением длины и частоты шагов, ходьба попеременным шагом.
    • 10. Гимнастические перестроения. Ходьба со сменой направления (по сигналам «Ко мне!», с указанием на определенный предмет и т.п.).
    • 11. Ходьба в полуприседе, низком приседе.

    Кроме обычной ходьбы существуют ее разновидности:

    • походная;
    • строевая;
    • спортивная.

    Походный таг говорит о том, что это ходьба широким свободным шагом; строевой - ходьба специальная, отличающаяся особой ритмичностью при движении ногами и руками; гимнастический - ходьба грациозная, которую используют на занятиях художественной или спортивной гимнастикой; пригибной - ходьба широким шагом на полусогнутых ногах с наклоненным вперед туловищем. Спортивная ходьба отличается от обычной более энергичным отталкиванием, поворотами таза вокруг вертикальной оси, постановкой выпрямленной в коленном суставе ноги на опору и высокой частотой шагов, высоким темпом передвижений.

    Упражнения в ходьбе включены в программу физического воспитания учащихся 1-4-го классов.

    Основная задача при обучении ходьбе в 1-м классе - научить свободному широкому (походному) шагу. К правильной ходьбе предъявляют следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и пластично ставится на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо, плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно.

    Сначала следует научить правильно ставить ногу. Наблюдения показали, что при выносе ноги после толчка многие ребята делают ошибки: толчковая нога остается напряженной и недостаточно сгибается, вследствие чего появляется небольшое скольжение (шарканье по земле, полу), либо опорная нога, коснувшись пяткой пола, чересчур высоко поднимается на носок (подпрыгивающая походка). Боковые колебания туловища вызываются слишком широкой постановкой стой или излишним разведением носков наружу (качающаяся походка). Для уменьшения боковых колебаний следует применять упражнения в ходьбе но заранее проведенной прямой линии. Чтобы уменьшить вертикальные колебания, необходимо использовать упражнения в ходьбе крадучись (на слегка согнутых ногах) и специальные упражнения для расслабленного маха ноги. Правильные маховые движения руками при ходьбе также уменьшают боковые колебания туловища. Наиболее часто встречающаяся у школьников ошибка - движение предплечий при закрепощенных плечевых суставах, что снижает оздоровительно-гигиенический эффект ходьбы. Свободное, раскрепощенное, с достаточно большой амплитудой движение руками в плечевом и локтевом суставах, а также ходьба в быстром темпе на большую (постепенно увеличивающуюся) дистанцию способствуют развитию и укреплению органов дыхания и кровообращения.

    Движение походным шагом начинают по команде «Шагом марш!». По предварительной команде «Шагом!» необходимо немного подать корпус вперед, перенести массу тела преимущественно на правую ногу, сохраняя устойчивость, а по исполнительной команде «Марш!» начать движение с левой ноги полным шагом. При движении ногу выносить свободно, носок не оттягивать, и ставить ее на землю без напряжения, руками выполнять свободное движение около тела. Вначале приемы в походной ходьбе изучаются в медленном темпе, а йотом скорость движения доводится до нормальной. Следует обратить внимание учащихся на то, что обычно средняя скорость движения составляет 110-120 шаг/мин при ширине шага от 70 до 80 см. Скорость движения может задаваться метрономом, ударами в бубен (барабан) или гимнастической палкой об пол.

    Другая задача при обучении ходьбе в 1-м классе - научить ходить детей в строю свободно и непринужденно с правильной осанкой. У первоклассников наиболее часто встречающимися ошибками при ходьбе являются отсутствие правильной осанки, шарканье ногами, неравномерный темп ходьбы. Чтобы обучить детей правильной ходьбе, особенно тех, кто имеет недостатки в походке, необходимо внимательно подбирать методические приемы и настойчиво добиваться усвоения детьми необходимых навыков. Некоторые дети при упражнениях в ходьбе допускают грубую ошибку - одностороннее сочетание движений рук и ног: при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении левой - левая рука («иноходь»). Это объясняется либо непониманием правил ходьбы и излишним напряжением, либо недостаточной координацией. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки, лучше предложить задание, отвлекающее их внимание от работы рук. Возможен, например, такой прием. В начале ходьбы «крадучись» учитель дает установку идти «тихо-тихо», чтобы не было слышно шагов, затем начинает медленно и тихо подсчитывать. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, учитель дает отрывистую и достаточно громкую команду для перехода на четкую ходьбу. Дети, передвигаясь «крадучись», забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной и при переходе на обычный шаг дети продолжают идти правильно. Неравномерность ритма ходьбы, колебания туловища, беспорядочные движения рук устраняются но мере обучения первоклассников и приобретения ими общего двигательного опыта.

    В 1-м классе предусмотрено также обучение различным положениям рук при обычной ходьбе и при ходьбе на носках. Обучение ходьбе с различными положениями и движениями рук рекомендуется начинать после того, как дети изучат подобные приемы, стоя на месте. Первоначально рекомендуется освоить ходьбу с фиксацией рук на поясе, за спиной, за головой, с вытянутыми в стороны руками; далее - ходьбу с последовательным изменением положений рук (например, по команде «раз-два» - руки на пояс, «три-четыре» - за голову).

    Кроме ходьбы широким свободным шагом на уроках применяют в качестве общеразвивающих и специальных упражнений ходьбу скрестными шагами, «крадучись», пригнувшись и т.д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, ног и рук. Для успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения используют медленную ходьбу, ходьбу на носках в чередовании с походным шагом, обязательным расслаблением и дыхательными упражнениями.

    Задачу повышения скорости ходьбы решают во 2-м классе за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по команде учителя сгибают руки в локтях и по команде (хлопки, счет и т.п.) переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает внимание детей на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции.

    После того как школьники научатся ходить быстро в строю, можно переходить к обучению ходьбе с замедлениями и ускорениями. Учащиеся, идущие в колонне по одному обычным шагом, увеличивают или уменьшают частоту шагов соответственно темпу хлопков или подсчета. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время выполнения упражнения учитель обращает внимание на равнение и точное соблюдение темпа. Показана ходьба коротким, средним и длинным шагом. Младших школьников следует обучать выполнению команд: «На месте, шагом марш!», «Прямо!», «Стой!», «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «Полшага!», «Полный шаг!».

    Ходьбу используют и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка в беге - это ходьба на носках в «коридоре» шириной 20 см и ходьба с высоким подниманием бедра. «Коридор» обозначают двумя положенными на пол рейками, веревками, кубиками и другими предметами. В дальнейшем применяют такие упражнения в ходьбе: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в «коридоре» с параллельной постановкой стоп; на носках в «коридоре» с высоким подниманием бедра.

    Ходьбу с подниманием бедра выполняют сначала на месте, затем с продвижением вперед. Здесь учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе. Если учащиеся плохо осваивают ходьбу с высоким подниманием бедра, целесообразно использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием через препятствия, которые представляют собой разложенные в направлении движения на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы (скакалки, веревки, палочки, кубики и др.). Если такие предметы невелики по размеру, например, кубики, то их раскладывают не по прямой, а в шахматном порядке в два ряда так, чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а левый - под левую. Перешагивая через разложенные предметы, учащиеся невольно будут поднимать колени, чтобы не задеть их ногой.

    В 3-м классе перед учащимися ставится задача изменять длину шагов при сохранении постоянной частоты шагов. Хорошим упражнением для ее решения служит ходьба по широкой горизонтальной «лестнице». На дорожке или площадке раскладывают семь-восемь палочек (или наносят линии) на расстоянии 80-100 см одна от другой. Учащиеся в колонне по одному подходят к «лестнице» и, увеличивая длину шага, преодолевают ее. Учитель обращает внимание на сохранение темпа ходьбы, помогая хлопками или командой. После усвоения ходьбы удлиненными шагами по «лестнице» осуществляют изменение длины шагов в обычной ходьбе. Сигналом для увеличения или уменьшения длины шагов служит команда учителя «Шире шаг!» или «Короче шаг!». К 4-му классу учащиеся должны овладеть основными навыками рациональной ходьбы.

    В дальнейшем навыки ходьбы совершенствуются на уроках физической культуры при выполнении различных строевых приемов. В 1-м классе изучается основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение но звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Во 2-м классе изучается размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». В 3-м классе учебные требования представлены освоением следующих строевых приемов: команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-вто- рой рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, ходьба противоходом, «змейкой», «зигзаг». В 4-м классе к освоению предлагается следующие строевые приемы: команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; повороты кругом на месте; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.

    Один из видов ходьбы - фигурная маршировка. Это движения но залу или спортивной площадке в колонну по одному по диагонали, противоходом, змейкой, «улитка» с обратным выходом из нее. Фигурная маршировка развивает умение ходить в строю и ориентироваться в пространстве.