Подвижные игры с метанием на дальность. Подвижные игры для старшей группы. Игры с ходьбой и бегом

«Ручей»

Цель: обучение детей выполнению согласованных быстрых коллективных действий.

Количество игроков: 8–20.

Инвентарь:

Инструкция. Играют две команды, игроки которых выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15–20 м от нее обозначают место поворота (флажок, набивной мяч). По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, обегают предмет, возвращаются к команде и берут за руку очередного участника. Теперь они бегут вдвоем, держась за руки, обегают поворот, возвращаются, берут за руку третьего, и так продолжается, пока все игроки не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой и без нарушения правил.

Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому нужно следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Вызов номеров»

Цель: воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости.

Количество игроков: 10–20.

Инвентарь: флажок или набивной мяч для обозначения места поворота.

Инструкция. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 м от нее напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – 2 очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.

Методические указания. Игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков: 6–15.

Инвентарь: обручи по числу играющих.

Инструкция. Для игры обозначают стартовую линию, в 5–6 м от нес – контрольную, а в 8–9 м от стартовой – финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока – обруч. По первому сигналу стартующие делают замах обручем, по второму – выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигает контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания. Падение обруча считается ошибкой.

«Самый ловкий»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, быстроты и точности движений.

Количество игроков: 6–15.

Инвентарь: мячи по числу игроков.

Инструкция. Игроки выстраиваются на стартовой линии двумя-тремя командами. Направляющие подбрасывают мяч, бегут вперед (все в одном направлении) как можно дальше, но с таким расчетом, чтобы поймать мяч на обратном пути. Поймав мяч, игрок возвращается на свое место. Побеждает та команда, у которой окажется в сумме наибольшее расстояние от стартовой линии.

Вариант: играющие подбрасывают мяч, садятся, встают и ловят его, после второго подбрасывания выполняют упор лежа, после третьего – бегут вперед до обозначенной линии и ловят мяч.

Методические указания. Учитываются все случаи, когда мяч пойман, отмечается и личный рекорд.

Цель: воспитание чувства ответственности и развитие скоростно-силовых качеств.

Количество игроков: 6–15.

Инвентарь: набивные мячи.

Инструкция. Две-три команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и т.д., пока не выполнит прыжок последний в команде.

Вариант: вместо прыжка может выполняться бросок набивного мяча.

Методические указания. Побеждает команда, имеющая самый дальний суммарный прыжок.

«Челночный бег»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выносливости и ловкости.

Количество игроков: 6–15.

Инвентарь: кегли (набивные мячи, стойки).

Инструкция. Для проведения игры обозначают стартовую линию, в 8–10 м от нее – место поворота, затем через каждые 3 м еще три точки поворота (кегли, набивные мячи, стойки). По сигналу ведущего направляющие обеих команд бегут к первой отметке, поворачивают, бегут к линии старта, затем снова – до второй отметки, пока не пробегут все точки поворота. После этого в игру вступают следующие участники команды. Победитель – команда, закончившая бег первой.

Вариант: у каждой команды предметы: флажки, палочки – по количеству поворотов. На каждом повороте бегун оставляет один из предметов, а бегущий за ним поднимает его и передает следующему.

Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

«Точно в цель»

Цель: развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков: 5–10.

Инвентарь: 10–12 кеглей, теннисные мячи.

Инструкция. На расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой с теннисными мячами выстраивается команда, размещаются 10–12 городков (кеглей) на расстоянии 50–80 см друг от друга. По сигналу ведущего игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель (команда).

Вариант: можно использовать разные по весу и диаметру мячи.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами баскетбола

«Охотники и утки»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции.

Количество игроков: 10–20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются «запятнать» «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, уворачиваются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда «охотников», которая быстрее «запятнала» всех «уток».

Методические указания. Игра большой интенсивности. Необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

«Выручалка»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции, взаимовыручки.

Количество игроков: 10–20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играют две команды. Условия и порядок игры те же, что и в предыдущей игре. За кругом располагаются водящие, внутри круга – игроки поля. Отличие игры в том, что игроки на поле могут «выручать» тех, кого уже «запятнали»: игрок поля, поймавший мяч, «запятнанным» не считается и имеет право ввести на поле игрока, ранее вышедшего из игры.

Методические указания. Педагогу (инструктору, вожатому) следует быть особо внимательным, так как эта игра отличается большой интенсивностью.

«Живая корзина»

Цель: развитие точности и улучшение координации движений.

Количество игроков: 5–6.

Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.

Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры – два тайма по 5 минут.

Методические указания:

  • Каждый из играющих по очереди становится «живой корзиной».
  • Выигрывает тот, кто сумеет поймать больше мячей.

«Встречная эстафета»

Цель: развитие точности и быстроты движений.

Количество игроков: 8–16.

Инвентарь: два мяча.

Инструкция. Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся в две колонны лицом друг к другу на расстоянии 12–14 м. У направляющих рядом стоящих колонн – по мячу. По команде направляющие выполняют ведение мячей к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади против часовой стрелки, игроки подводят мячи к началу колонны, передают направляющему, а сами становятся в конец колонны.
Выигрывает команда, быстрее поменявшаяся местами в колоннах и правильно выполнившая задание.

Методические указания. За допущенные ошибки игрокам могут начисляться штрафные очки, влияющие на общий результат игры.

МБОУ СОШ №11, г. Белгород

Подвижные игры в секции легкой атлетики

(В занятиях с метателями)

С.В. Пономаренко

учитель физической культуры,

школа №11, г. Белгород


Белгород 2012

Организуя предлагаемые ниже игры для юных метателей, важно особенно тщательно обеспечить условия безопасности, повысить требования к дисциплине участников. Недопустимо метание предметов в места построения команд, нахождение там учеников. Участвовать в играх с метанием снарядов могут не только пионеры, но и ребята старшего возраста.

По мишеням на стене. Хорошо, если в зале на стене обозначены постоянные мишени в виде кругов на высоте 2,5-3,5 м от пола и в 3 м одна от другой. Внешний круг мишени 1 м, внутренний - 40 см. Для тренировки толкателей ядра проводится эстафета с метанием набивного мяча из круга с расстояния 5-7 м от стены в зависимости от подготовки занимающихся. За попадание в малый круг мишени каждому дается 10 очков, а в большой - 5 очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. Для метателей копья расстояние от стены увеличивается до 10-16 м. Метают ребята теннисные мячи, мешочки с песком (200 г) с разбега, стараясь попасть в цель. Подсчет очков аналогичен описанному выше. За промах очки не присуждаются. Можно учитывать также технику выполнения упражнения.

От щита в поле. Игроки метают теннисные мячи в стену или в баскетбольный щит на дальность отскока. Поперек площадки чертят метровые коридоры, обозначенные цифрами. Чем линия дальше от стены, тем большее число очков получает метатель, мяч которого туда отскочил. Наибольшая сумма очков всех членов команды определяет победителя.

Мешочки с песком или теннисные мячи можно метать в баскетбольный мяч, который подбрасывает учитель. Попавший в летящую мишень получает 1 очко. В вертикальную мишень (плетенку из хвороста), укрепленную на стойках, или в горизонтальную цель (круги на земле) хорошо метать дротик (толстый прут) или облегченное копье.

Поймай на ходу. Игру лучше проводить в ходе разминки. Группа из 6-8 человек медленно бежит по кругу, соблюдая дистанцию в 2 м. У направляющего в руках набивной мяч (1,5-2 кг). Этот игрок делает резкое ускорение, бросает мяч над головой назад, пропускает бегущих вперед и пристраивается сзади. Бегущий следом, став первым, должен поймать мяч. Второй номер бросает мяч третьему и т.д. Как только мяч окажется у начинавшего игру, руководи гель дает свисток. Все поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении, повторяя упражнение. После игры отмечаются те, кто не поймал мяч и плохо бросал его, а также ребята благодаря стараниям которых мяч ни разу не оказался на полу. Упавший мяч поднимает тот, кому он адресован, после чего игра продолжается

Толчок за толчком. Игра проводится на футбольном поле, широкой беговой дорожке или на просторной поляне. За лицевой поперечной линией футбольного поля, например, выстраиваются 4-5 игроков с ядрами или набивными мячами. По сигналу ребята толкают одновременно свои снаряды в поле. С отметки, где упало ядро каждого игрока, по сигналу производится новый толчок и т.д. Задача каждого за меньшее число толчков пройти расстояние до противоположной стороны футбольного поля (или площадки шириной в 40-50 м, если на ней проводится игра). Если игра носит командный характер, побеждает тот коллектив, чьи игроки за меньшее в сумме число попыток преодолели дистанцию.

Из круга в круг. Игра проводится в виде эстафеты, где первые номера команд, построившихся в колонны, толкают набивной мяч вперед из круга диаметром 40-60 см. Толчок можно производить и из большого обруча, положенного на землю. Игроки стараются попасть мячом во второй круг, начерченный перед каждой командой (расстояние зависит от подготовленности занимающихся). У второго круга мяч подхватывает другой игрок команды и передает из рук в руки второму номеру колонны. Бросающий игрок занимает позицию у второго круга. Игра заканчивается, когда первый, вернувшийся в колонну, снова получит мяч. Ребята, наиболее верно рассчитавшие силу броска и попавшие в круг, приносят команде 2 очка. В случае падения мяча за линию (на кольцо обруча) команде начисляется 1 очко. Если игрок промахнулся, команда очков не получает. Итоги подводятся по числу набранных очков.

Из квадрата в круг. Игра напоминает описанную выше, но вместо мяча толкают облегченное ядро. Учащиеся делятся на две команды по 5-6 человек. Для каждой делается разметка. На земле чертят четыре квадрата в 0,5 м один от другого, а перед первым (расстояние зависит от подготовленности занимающихся) обозначается круг d = 1 м. Игроки рассчитываются по номерам, после чего первый толкает ядро из первого квадрата в круг. В случае удачи он толкает ядро вторично из следующего квадрата и т.д. Отлично выполнит задание тот, кто попадет в цель из четвертого квадрата. После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т.д. Соревнование проводится одновременно в двух командах, каждая из которых метает в свой круг. Подсчет очков может производиться внутри каждой команды и между командами: 4 очка получает попавший во все четыре квадрата, 3 - в три квадрата и т.д. Победителя определит наибольшая сумма набранных очков. Если игра проводится в зале, то толкать ядро можно из квадратов на два сложенных вместе мата, где чертится круг. По усмотрению учителя ядро можно заменить набивным мячом. Это зависит от подготовленности учащихся и условий проведения игры.

Через сетку набивным мячом. Всем известна игра пионербол, которая обычно ведется через сетку с использованием двух волейбольных или баскетбольных мячей. Если же ребятам дать набивные мячи весом 2-3 кг, то игра будет сложнее, так как переброска мячей требует не только ловкости, но и силы. Можно ввести и дополнительное правило, согласно которому каждая команда на своей площадке делает по две передачи и только третьим броском направляет мяч через сетку на сторону соперника. В этой игре команды состоят из 5-8 человек. По свистку стоящий в дальнем углу (как в волейболе) начинает передачи. Главная задача - скорее перебросить мяч через сетку, чтобы на половине площадки соперника оказались одновременно два мяча. Эта команда проигрывает 1 очко, а мячи после этого вводят в игру на каждой стороне новые игроки. Сетку можно заменить веревкой с привязанными к ней ленточками (для лучшей видимости), которая натягивается на высоте 2 м.

Хорошо, если игроки пользуются не только передачами, но и толчками мяча рукой от плеча (особенно перебрасывая его через сетку). Такое правило можно установить. Вместе с тем правила не допускают бросков мяча под сеткой или за пределы площадки. Игроки, допустившие эти ошибки, дают сопернику 1 выигранное очко.

Через планку за отметку. Между стойками в 2 м от земли натягивается шнур. Перед стойками чертится линия (расстояние зависит от подготовленности занимающихся), откуда игроки поочереди толкают набивной мяч или ядро через шнур. За стойками проводятся 10 параллельных линий в 50 см одна от другой. В зависимости от места падения снаряда начисляется определенное количество очков (между первыми двумя отметками - 1 очко, между второй и третьей - 2 очка и т.д.).

Баскетбол метателей. Игра приближена к баскетболу и проводится на баскетбольной площадке. Однако команды играют набивным мячом и метают его не в корзину, а в щит. Ребята не придерживаются также некоторых правил (ведения мяча, правил трех секунд и др.), специфичных для обычного баскетбола. Можно условиться метать мяч в щит одной рукой (имитируя толчок) или только из-за линии штрафного броска. Победитель определяется по истечении установленного времени. За попадание мячом щит из-за линии штрафного броска начисляются 2 очка, с более близкой точки - 1 очко

В другом варианте метание в щит производится с места. Соревнование проводится одновременно между двумя командами каждая из которых стоит в 8-10 шагах от своего щита Вместо щита можно метать мячи в круги диаметром 1,5-2 м.

Подвижные игры с мячом

как средство обучения метанию

детей третьего года жизни

Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Цель : формирование навыка метания в горизонтальную цель у детей третьего года жизни.

Задачи :

1 подобрать игры и упражнения для развития техники метания;

2 практическое проведение упражнений и игр для развития техники метания у детей третьего года жизни.

Эти игры и упражнения можно включить в разные формы работы и режимные моменты, так например, на прогулке в зимнее время можно использовать игру « Снежки», в утреннюю гимнастику « Весёлый мяч», в комплекс упражнений для занятий по физическому воспитанию: «Мяч за голову», «Салют», « Перебрось мяч», во второй половине дня проведение подвижных игр, таких как « Лови и бросай – упасть не давай», «Брось и догони», «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг». Для совместной деятельности с воспитателем по развитию речи подойдёт игра « Кто как разговаривает» так же с применением мяча.

« Озорной мячик».

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками от груди (снизу, сверху, из-за головы); выполнять действия с мячом по речевому сигналу взрослого; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Для этой игры понадобятся:

1.Шнур, полоска пластыря или цветные кружочки;
2. Мяч среднего размера.

Варианты игры:

Вариант №1:

Мы обнимем мячик нежно,
Приставляют мяч к груди.
Оттолкнем его небрежно.
Бросают мяч вдаль двумя руками от груди.
А теперь, догоним дружно:
Бегут за мячом.
Пожалеть его нам нужно!
Поднимают мяч и,
прижимая его к груди одной рукой,
другой гладят мяч
и возвращаются обратно.

Вариант №2:

Мячик вниз мы опускаем,
Опускают руки с мячом вниз.
А теперь его бросаем.
Бросают мяч вдаль двумя руками снизу.
Догоняем быстро, дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Поднимают его и «жалеют».

Вариант №3:

Мячик вверх мы поднимаем

И вперед его бросаем.
Бросают мяч вдаль двумя руками сверху.
Мячик шустрый, озорной
Бегут за мячом.
Сейчас догоним мы с тобой!

«Догнали!»
Возвращаются обратно.

Вариант №4:

Мячик шустрый, озорной
Вверх поднимем мы с тобой.
Поднимают руки с мячом вверх над головой.
Спрячем за головку,
Слегка опускают мяч за голову на согнутых руках.
Бросим дружно, ловко!
Бросают мяч вдаль двумя руками из-за головы.
А теперь, догоним дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Догнав, поднимают, весело кричат:
«Поймали!»
Возвращаются обратно.

« Веревочка»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы.

Для этой игры понадобятся :

1. При помощи «подручных средств» (например, стулья со спинкой) на высоте примерно 1 м от пола (при обучении броску сверху и из-за головы) или на уровне груди ребенка (при обучении броску снизу и от груди) натянуть веревку или резинку.
2. Мячи среднего диаметра: 12-15 см.

Содержание: на одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются дети. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра 12-15 см). В соответствии со стихотворным текстом, произносимым воспитателем, они вместе выполняют упражнение.

Бросок сверху:

У веревочки (заборчика) стоим,
Дети с мячами в руках стоят на кружочках,
Мячик поднимаем.
Поднимают руки с мячом вверх.
Чтобы мячик ускакал,
Бросают мяч двумя руками сверху
Мы его бросаем!
через натянутую веревку.
Догоняем быстро, дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Догнав, поднимают, весело кричат:
«Поймали!»
Возвращаются обратно.

Во время броска из-за головы воспитатель также говорит «Мячик поднимаем», во время броска снизу – «Мячик опускаем», во время броска от груди – «Мячик прижимаем».

Показать детям, что стоять на кружочках следует слегка расставив ноги в стороны. Бросать и бежать за мячом только по речевому сигналу воспитателя. Также объяснить малышам, чтобы догнать мяч, надо пробежать под веревкой и, чтобы не задеть ее, надо наклониться, а не приподнимать ее рукой вверх.

Усложнение игры: бросание мяча можно проводить также через 2-3 стула со спинкой, стоящих вплотную друг к другу (слово «у веревочки» заменяется на слово «у заборчика»). В этом случае, догоняя мяч, малышу уже придется проползать под стульями.

« Летящий мяч»

Цель игры: развивать у детей зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, социальные навыки.

Для этой игры понадобятся: если вы находитесь в помещении, мяч можно взять мягкий диаметром 15–20 см, а на улицу – прыгучий.

Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его,
И снова мне бросай.

Более сложным вариантом является игра с воздушным шариком в одиночку или в группе. Ребенок подкидывает шарик или дети перебрасывают его друг другу руками, не давая упасть. Дистанция между детьми должна быть достаточная, чтобы они не задевали друг друга и не сталкивались при движении.

Комплекс гимнастики после дневного сна с мячами с элементами дыхательной гимнастики.

« Разноцветные мячи»

Проводится в групповой комнате.

Во время тихого часа разложить мячики на полу.

Воспитатель.

Посмотрите-ка, ребята,

Чудо дивное случилось.

Сколько мячиков красивых

В спальне нашей появилось!

Ребята, давайте поиграем с мячиками.

Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату.

Каждый ребенок получает мячик. Дети встают врассыпную.

Упражнение « разноцветные мячи».

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, мячик в опущенных руках (обхватив мячик со всех сторон).

1-2Руки с мячик вверх

3-4 И.п.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение « Покажи мячик другу»

И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки с мячиком перед грудью.

1-2 Повернуть туловище в одну сторону.

2-3 И.п.

Тоже в другую сторону.

Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Указание: « сохранять устойчивое положение. Мячик не ронять».

Упражнение « Поиграем с мячиком»

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, мячик в опущенных руках.

1- 2Наклон к правой ноге. Достать мячиком до носков ног.

3-4 И.п.

Тоже к левой ноге.

Повторить по 2 раза к каждой ноге. Темп умеренный.

Указание « Хорошо выпрямиться».

Упражнение « Шарик отдыхает»

И.п.: лежа на спине, мячик в руках перед грудью.

1-2 Поднять обе ноги.

3-4 И.п.

Повторять 4 раза. Темп умеренный.

Указания: « Ноги опускать тихонько. Пяточки по полу не стукать».

Дыхательное упражнение «Подуем на мячик»

И.п.: стоя, мячик в согнутых перед грудью руках, ноги вместе.

Подуть на шарик. На счет 1 – вдох. На счет 2,3 – выдох.

Повторить 4 раза.

Ходьба врассыпную с мячиком в руках в медленном темпе (20 сек.)

Воспитатель.

А каких мячи цветов?

Кто ответить мне готов?

Дети останавливаются и называют цвета мячиков.

Воспитатель.

Вы, ребята, не зевайте,

С мячами весело играйте.

Играет веселая музыка. Дети подбрасывают мячики и стараются их поймать.

Затем они складываются в корзину.

Комплексы упражнений с мячом (диаметр 25-30 см)

по физическому воспитанию детей третьего года жизни.

№1

  1. «Мяч вперед». И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вперед, опустить, сказать «вниз». Повторить 5 раз.
  2. «Покажи мяч». И.п.: ноги врозь, мяч опущен. Наклон вперед, мяч вперед, сказать « вот», опустить мяч. Повторить 4 раза.
  3. « Выше мяч». И.п.: сидя на пятках, мяч опущен. Подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить. Повторить 4 раза.
  4. « Мячик отдыхает». И.п.: ноги слегка расставить, руки на поясе, мяч на полу. 3-4 пружинки и 6 -8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. Предложить взмахивать руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

№2

  1. « Дальше вперед». И.п.: ноги слегка расставить, мяч перед грудью. Руки вперед, вернуться в и.п. Тоже, из и.п. мяч за головой. Повторить 5 раз.
  2. « Катаем». И.п.: сидя(стоя) , ноги врозь, раки за спину, мяч на полу. Наклон вперед, покатать мяч вперед к себе, вернуться в и.п. Позже предложить говорить « катаем». Повторить 4 раза.
  3. « Погладим». И.п. ноги слегка расставить, мяч на полу. Присесть, погладить, сказать « гладкий», выпрямиться. Повторить 4 раза.
  4. « Веселые мячики». И.п. ноги слегка расставить, мяч опущен, 6 – 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч. Повторить 3 раза.

№3

  1. «Мяч вверх». И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, посмотреть на него, вернуться в и.п., сказать « вниз». Сохранять устойчивое положение. Повторять 5 раз.
  2. «Кати к себе». И.п.: сидя (стоя), мяч перед грудью. Наклон вперед, положить мяч как можно дальше и катить к себе, вернуться в и.п. Закончив упражнение, выпрямиться, поднять мяч вверх и опустить. Повторить 4 раза.
  3. « Спрячем мяч». И.п.: лежа на спине, руки в стороны, мяч на животе ближе к ногам. Накрыв мяч руками и согнутыми ногами, голову не поднимать, сказать « спрятались». Повторить 4 раза.
  4. « Вокруг мяча». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину, мяч на полу. Подняться на носки, обойти вокруг мяча в одну сторону и другую сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом. Повторить 3 раза.

Подвижные игры с мячом .

« Пронеси не урони»

Цель игры: учить ребенка производить действия с предметами по сигналу: брать, переносить их,бросать; ходить, сохраняя прямолинейное направление движения; развивать умение ориентироваться в пространстве комнаты (или другого помещения).

Для этой игры понадобятся:

1. Мячи разного цвета и разных размеров;
2. Корзина, бочка или коробка, в которой с легкостью умещались бы мячи.

Мы с тобой идем, идем,
Дети с мячом в руках
проходят через комнату
Мячи разные несем:
Зеленый, желтый, красный, синий…

останавливаются около корзины.
Бросили мы все в корзину!
Кидают мячи в корзину.

Воспитатель предлагает посмотреть в корзину и задает детям вопрос: «Какие же мячи в корзине?» Дети называет цвет мячей. Взрослый хвалит их, например: «Правильно желтый и красный мячи в корзине. А теперь, давайте в домик побежим!» Убегают каждый в свой домик, где вместе со взрослым выполняют имитационные движения. Воспитатель спрашивает:

Покажи мне, как мы шли?
Ходьба на месте
Мячик как с тобой несли?
Ходьба на месте, руки имитируют несение мяча.
Покажи, как мячик клали?
Наклониться, руки вниз (как будто положили мяч).
Покажи мне, как бежали?
Бег на месте.

Воспитатель снова спрашивает детей: «А где же наши мячи?» Дети обязательно покажут на корзину. «Пойдемте достанем мячи из корзины», - предлагает взрослый. И они снова бегут к корзине, достают мячи, поднимают их над головой и возвращаются в свои «домики». После некоторой паузы игра повторяется.

Взрослому необходимо следить за тем, чтобы малыши выполняли действия по речевому сигналу (стихотворный текст). Для переноски можно использовать и более мелкие предметы: кубики, малые мячи или шарики, шишки и др.

« Снежки»

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч вдаль.

Для этой игры понадобятся: для этой игры сделать много мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).

Содержание: показать детям мягкие мячики и предложить слепить из них "снежки": "А давайте мы сейчас слепим снежные комочки". Сжимая мячик между ладонями, показать, как лепить "снежок": "Смотрите комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Дети повторяют движения. "Ну, покажите, какой "снежок" у вас получился. Какие хорошие у вас"снежки"! Молодцы! Давайте еще слепим". – дать возможность детям слепить еще 3 комочка. "А теперь бросайте "снежки" мне, я буду их ловить!" Дети бросают мячи-комочки одной рукой. Воспитатель делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давайте соберем "снежки" и снова поиграем". Воспитатель с детьми собирают мячи и игра повторяется.

Совет: напоминать детям, чтобы они с усилием нажимали на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у них сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложить просто помять мяч пальцами рук.

« Снежинки»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику рук.

Для этой игры понадобятся: перед игрой (обязательно вместе с детьми) нарвать небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положить на пол большую взбитую подушку. Сверху подушки насыпать «снежинки».

«Корзинка»

Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Для этой игры понадобятся: любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.

Дети становятся на круг или в любом месте около шнура. Взрослый кладет перед ними на пол коробочку мячами и вместе с детьми, чтобы малыши видели движения, которые воспитатель сопровождает словами:

Мяч одной рукой возьмем
Наклоняются и берут по одному мячу.
И к плечу поднимем.
Поднимают руку с мячом вверх к плечу.
На корзину поглядим.
Смотрят на корзину.
Мяч в корзину кинем.
Бросают мяч в корзину одной рукой.

Сначала дети бросают мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем собирают брошенные мячи коробку, и игра повторяется.

Варианты игры:

кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов. Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.

« Камушки в речку»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками.

Для этой игры понадобятся: на одной стороне зала кладут на пол цветные кружочки (шнур, полоску пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это "камушки".

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,

Руку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Камушек мы в речку кинем.
Бросают шарик в "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камушек мы кинем.
Бросают шарик в "речку" левой рукой.

Затем воспитатель предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть дети залезут в "речку" и побарахтаются в ней: лежа на животе или на спине подрыгают руками и ногами, изображая купание, перекатываются с боку на бок и т.п. Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", можно повторить игру. Напоминать детям, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.

Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине").

« На другой бережок»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).

Для этой игры понадобятся: "речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега", чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через "речку" перекидывается "мостик" - доска.

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,
Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем.
Бросают шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем!
Бросают шарик через "речку" левой рукой.

"Какие мы с вами молодцы! – говорит воспитатель– Все камушки на другой берег перебросили. Давайте теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Дети идут по доске, собирают "камушки" и возвращаются тем же путем обратно.

Напоминать малышам, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до «речки» увеличивается. Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой.

« Детский боулинг»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении), развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Для этой игры понадобятся: веревка или лента; мячи средних размеров; 6-10 предметов, которые можно использовать в качестве кеглей для боулинга, например пустые упаковки из-под молока, пластиковые бутылки, перевернутые бумажные стаканчики и так далее.

Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело
И они уже лежат!

Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

Следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона), и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

« Пирамидка»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Для этой игры понадобятся: мяч диаметром 15–20 см., пластиковые кубики.

Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.

«Детский баскетбол».

Цель игры: развивать у малыша зрительно-двигательную координацию, общую моторику, социальные навыки.

Для этой игры понадобятся: легкий пластилиновый мяч диаметром 30 см.;
корзина, бочка или коробка, в которой с легкостью умещался бы мяч.

Если малыш легко справляется с этой задачей, отвести его на шаг или два назад. В противном случае пусть подойдет поближе.

Упражнения и игры

«Покатился мячик мой»

Дети встают парами напротив друг друга. Каждой паре воспитатель дает по мячу и предлагает малышам перекатывать мячики друг другу.

Дети могут перекатывать мячи из разных положений: стоя, сидя, лежа на животе.

« Брось и догони »

Воспитатель предлагает малышам встать перед чертой, нарисованной на полу, раздает им мячи и говорит: « давайте попробуем бросить мячики как можно дальше. А потом будем их догонять. Поднимите мячики вот так». По команде воспитателя « Бросаем!» малыши бросают мячи вперед, затем догоняют их и возвращаются на свое место.

В следующий раз воспитатель показывает детям, как бросать мяч двумя руками снизу.

«Брось мяч»

Воспитатель дает ребёнку мяч и такой же берёт себе, предлагает вместе бросить мяч « далеко – далеко ».

«Попади в корзину»

Очерчивают мелом круг (или можно выложить из шнура). В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По сигналу воспитателя все бросают мячи в корзину.

« Веселый мяч»

И.п.: ноги слегка расставить. Мяч двумя руками удерживаем над головой, затем наклон вниз с вытянутыми руками, и обратно и.п.. Повторять 4-5 раз.

« Мяч за голову»

И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, за голову, голову приподнять, мяч опустить, сказать «вниз». Сохранять устойчивое положение. Повторять 4-5 раз.

«Салют»

Дети встают в круг и берут заготовленные заранее в большом количестве маленькие пластмассовые мячи. В центре стоит большая корзина.

По команде начинают бросать в корзину мячи, будто это салют.

« Лови и бросай – упасть не давай»

Дети образуют круг, воспитатель встает в центре и берет в руки большой мяч. Он по очереди бросает мяч детям и приговаривает: « Лови и бросай – упасть не давай!» Малыши ловят мяч и перебрасывают его обратно.

« Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Дети становятся на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: « Мяч бросаю тебе, Аня. Аня лови!», « Мяч бросаю тебе, Ваня. Ваня, лови!»

«Красный – синий»

На некотором расстоянии друг от друга ставят две корзины разного цвета – синего и красного. У ребенка в одной руке синий мешочек, а в другой красный. Воспитатель просит показать синий мешочек и бросить его в синюю корзину, красный - в красную.

«Мяч в домике»

Детские стулья ставят в ряд на расстоянии 20 см друг от друга. Напротив каждого стула стоит ребенок. Воспитатель говорит: « Закатим мячи в домики» - и показывает, как это делается. Затем по сигналу все дети присаживаются на корточки и толкают мячи двумя руками.

Вначале расстояние небольшое 0,5 м (граница отмечается шнуром). Если у всех детей мячи закатились в цель, воспитатель отодвигает шнур несколько дальше.

Дети могут прокатывать мячи из положения сидя, лежа на животе.

«Сбей кеглю»

Ребенку предлагается с определенного расстояния кинуть мяч так, чтобы сбить кеглю. Вначале берут мяч большого диаметра, а кеглю маленькую и легкую, позднее используют мячи разного диаметра.

« Два мяча»

Двое детей сидят напротив друг друга на расстоянии 1м, у обоих в руках по большому мячу. Они вместе считают: « Раз, два, три!» - и толкают мячи навстречу друг другу, чтобы те столкнулись. Постепенно расстояние увеличивается.

«Песочница и белка»

Стоя вокруг песочницы, бросать в нее правой и левой рукой шишки; увеличить расстояние до песочницы на 1-2 м и также бросать правой и левой рукой; бросать двумя руками от груди и из-за головы.


ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ

"ОХОТНИКИ И ЛИСЫ"

Играющие - "лисы", образуют круг, в центре которого водящий с мячом в руках -"охотник". По сигналу лисы разбегаются, а охотник пытается мячом выбить одного из играющих. Осаленная лиса становится охотником. Охотники, уже вдвоем передавая мяч между собой, выбивают лис. Если лисы смогут перехватить мяч, то они передают его уже между собой, поменявшись ролями. Игра длится определенное время, выигрывает команда, имеющая в плену больше игроков противника.

"ПОПАДИ МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному за линией старта. На расстоянии 4-6 м от линии старта напротив каждой колонны ставится булава. У ног первых игроков на линии лежит мяч. По сигналу первые игроки, катя мяч по полу, стараются им попасть в булаву, бегут за мячом и передают его следующему. Выигрывает команда, сумевшая опрокинуть булаву, большее количество раз.

"ДВИГАЮЩАЯСЯ ЦЕЛЬ"

Играющие разбиваются на пары в командах и образуют в парах шеренги на расстоянии 4-5 м. В руках у направляющих баскетбольный мяч. В начале каждой команды располагается водящий с обручем. По сигналу водящий начинает двигаться с обручем, поднятым вверх. В это время направляющие выполняют передачу партнеру в обруч. Важно, чтобы мяч не коснулся пола при передаче мяча, а за каждое попадание в обруч команда получает очко.

"ОТОРВИ ХВОСТ"

Играющие делятся на две команды. Одна команда встает в квадрат в виде змейки, держась руками за пояс друг друга. Другая команда встает за квадрат. По сигналу эта команда пытается мячом выбить игрока, стоящего последним в змейке. Впереди стоящий игрок старается помешать это сделать, постоянно перемещаясь и поднимая руки. Если команде, располагающейся за кругом, удалось выбить последнего в змейке, то выбитый выходит за квадрат. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

"МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, которые располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.

"СНАЙПЕРЫ"

Играющие образуют две команды. Если все играющие не умещаются в одну шеренгу, то одна команда становится за другой. Все играющие получает по теннисному мячу. Команды располагаются перед линией метания. На расстоянии 6-7 м от нее становятся в ряд 10 городков двух цветов на расстоянии шага один от другого, причем у каждой команды городки определенного цвета. По сигналу игроки одной команды одновременно метают мячи в городки. Сбитый городок своей команды отодвигается на шаг дальше от линии метания. Сбитый городок другой команды ставят на шаг ближе к линии метания. Затем то же выполняет другая команда. Каждая команда метает мячи 3-5 раз. Побеждает команда, сумевшая дальше отодвинуть свои городки от линии метания. При этом учитывается, на сколько шагов отодвинуты городки.

"ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

"ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЙ"

Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся булавы или низкая стойка. Выбирается водящий, который становится в середину круга для защиты укреплений. У стоящих по кругу волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом 3 булавы. Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами, но ему не разрешается держать булавы руками. Игрок, которому удается сбить укрепления, меняется местами с защитником. Игра идет установленное время. Играющим не разрешается заходить за линию. Если защитник сам свалил укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент находился мяч.

"ОХОТНИКИ И УТКИ"

Играющие делятся на две команды - "охотники" и "утки". Охотники становятся по разные стороны, разбившись пополам на расстоянии 7-10 м. Утки произвольно располагаются в центре. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не заходя за линию, стараются осалить им уток, а те в свою очередь увертываются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выходит из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются ролями. Победитель команда - дольше продержавшаяся в центре.

"ЗАЩИЩАЙ ГОРОД"

Играющие встают в круг на расстоянии одного шага с 6-8 мячами. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа. Но игрокам нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. Все сторожа и нападающие работают только ногами.

"ПЕРЕСТРЕЛКА"

Играющие делятся на две команды и свободно размещаются на своем поле (рис.10). Тренер подбрасывает мяч в центре между капитанами, которые стараются отбить мяч своим партнерам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник укрывается от мяча и в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Игрок, осаленный мячом, идет за линию плена в противоположную команду, пока его не выручат свои игроки, перебросив ему мяч. Играют 10-15 мин., после чего подсчитывают пленных в каждой команде.

"ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ"

Играющие становятся по кругу. У одного игрока волейбольный мяч. В центре круга водящий. Игроки, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего (не разрешается попадать в голову). Водящий увертывается от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами. Играют 5-7 мин. после чего отмечаются наиболее ловкие водящие.

"ШТАНДР"

Играющие образуют круг, в середине которого водящий с мячом. Со словами: "Мячик к верху!" - бросает мяч к верху. Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Штандр!". Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если водящий промахнулся, то он остается вновь водящим.

"УВЕРТЫВАЙСЯ ОТ МЯЧА"

Играющие делятся на три команды. Также на три части делится площадка. Каждая команда размещается на своем участке в произвольном порядке. У одного из игроков, находящихся между двумя другими мяч. По сигналу команда, занимающая средний участок, старается попасть мячом в игроков, находящихся на крайних полях. А те в свою очередь, стремятся сделать по возможности больше попаданий в игроков, располагающихся на среднем участке. По истечении времени, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

"ОХОТНИКИ"

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места, но могут ловить мяч. Если игрок после команды "Стой" сошел с места, он заменяет охотника.

"ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА"

Играющие становятся в круг, имея один волейбольный мяч. В центре два водящих - в одного бросают мяч, а другой его защищает, отбивая. По сигналу играющие начинают бросать мяч в водящего, стремясь его осалить. Если играющие попадут мячом в водящего, то в середину идет попавший игрок, а игрок, бывший в защите, занимает место осаленного. В заключении отмечается игрок, хорошо защищавший партнера.

"КРУГОВАЯ ЛАПТА"

Играющие делятся на две команды - водящие и игроки поля. Водящие образуют большой круг, а игроки поля в центре этого круга. По сигналу водящие стремятся попасть мячом в игроков поля. Игроки поля, увертываясь от мяча, могут его ловить. Если игрок запятнан, он временно выбывает из игры. Если же он поймал мяч, то он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших. Игра длится определенное время (3-5 мин.), после чего подсчитываются оставшиеся игроки поля и играющие меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая запятнать больше игроков поля.

"СТОЙ"

Игроки выбирают водящего, а остальные игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с волейбольным мячом находится в кругу. По сигналу водящий ударяет мячом в пол и вызывает один из номеров. Этот номер бежит в середину круга и старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Как только он поймает мяч, он кричит:

"Стой!". Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте, а водящий старается попасть мячом в любого игрока. Если он не попал в игрока, то он бежит за мячом, а играющие вновь разбегаются по площадке. Если водящий попадает, то играющие меняются ролями.

"УГЛОВОЙ МЯЧ"

Играющие разбиваются на две команды по 4,8,16 игроков в каждой. Игроки одной из команд занимают ясно обозначенные линиями углы четырехугольника или шестиугольника (Рис.11). Их задача осалить мячом как можно больше соперников, которые располагаются в многоугольнике, длина и ширина которого имеют различные размеры в зависимости от подготовленности занимающихся. По сигналу наружные игроки,

передавая мяч друг другу, стараются попасть мячом в соперников, находящихся Рис.11

внутри многоугольника и могут бросать только из-за угла. Если бросок оказался точным, то команде, бросавшей мяч, засчитывается очко. Если же внутреннему игроку удалось увернуться от мяча, наружные убегают со своих мест внутрь круга, а внутренние как можно быстрее стараются поднять мяч. Поднявший его кричит:

"Стой!" и бросает мяч с того места, где он его поднял в одного из наружных игроков, которые по команде "Стой!", обязаны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий осалит соперника, его команда получает очко. Игра продолжается до обусловленного числа очков, после чего команды меняются ролями. Победитель - команда, сумевшая за более короткий промежуток времени, набрать положенную сумму очков.

Игра 1

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки". бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

Игра 2

Подготовка. Две команды располагаются по кругу, через одного. Внутри круга у линии, ограничивающей его, восемь чурок, в центре круга - мяч.

Выигрывает команды, получившая меньше штрафных очков.

Правила игры: 1. Если метавший промахнётся, его команда наказывается двумя штрафными очками. 3. За точный бросок команде, сбившей чурку, начисляется одно штрафное очко.

Игра 3

Подготовка. Класс делится на две команды - метателей и бегунов. На просторной площадке метатели располагаются шеренгой в 3-4 м от стартовой линии, сбоку от флажков, поставленных в 5-6 м один от другого. Напротив них, на финишной линии, что в 15-20 м от первой стартовой линии, ставятся ещё два флажка. Бегуны выстраиваются в шеренгу на второй стартовой линии. На стартовой линии между флажками - два малых мяча.



Содержание игры. По команде "На старт!" два метателя (по порядку) берут свои мячи и становятся в исходное положение для метания. Одновременно два бегуна занимают положение высокого (или низкого) старта. По команде "Внимание!" метатели выполняют бросок, а по следующей за ней команде "Марш!" - бегуны устремляются вперёд. Метатели добегают до финишной линии, огибают каждый свой флажок и возвращаются обратно. Бегуны подбирают мячи после броска метателей, чтобы попасть ими в метателей. За попадание команда бегунов получает очко. Мячи снова кладутся между флажками, на старт выходят очередные два метателя и два бегуна. Так продолжается до тех пор, пока все метатели не выполнят бросок и перебежку (каждый раз подсчитываются очки, полученные командой бегунов). После этого команды меняются ролями.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Метатели и бегуны выбегают вперёд одновременно после команды "Марш!" 2. Метание и перебежки выполняются в коридоре шириной 10-15 м. 3. Метатели после броска обязаны обежать флажок на финишной линии, в противном случает они считаются осаленными.

Игра 4

Подготовка. В центре площадки (или зала) ставится стойка высотой 1,5-2 м. Одна команда, рассчитавшись по порядку номеров, занимает место вокруг стойки, а другая, разделившись на две группы, размещается за лицевыми линиями.

Содержание игры. Игроки команды, стоящие за линиями, перебрасывают между собой волейбольный мяч, стараясь попасть им в стойку. Игроки команды, находящейся недалеко от стойки, по очереди перебегают от одной лицевой линии (наступают на неё ногой) до другой и возвращаются обратно на место, которое занимали перед началом игры. За каждого перебежавшего команда получает одно очко. Игра продолжается 16-20 мин, при этом через 8-10 мин команды меняются ролями.

Выигрывает команда, сделавшая за это время больше перебежек, т.е. набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Если команде, перебрасывающей мяч, удастся попасть в стойку, игроки на площадке меняются ролями. 2. Стоящие внутри площадки не должны заступать за линию круга (диаметром 2 м), проведённую вокруг стойки. 3. Защитникам нельзя умышленно задерживать мяч. 4. Игрокам, находящимся внутри площадки, нельзя выбегать раньше появления предыдущего бегуна.

Игра 5

Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Правила игры: 1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.