Руферы: кто они? Руфинг — что это? Кто такие руферы? – И на нее можно залезть

Многие любители острых ощущений придумывают себе всё новые и новые занятия. К таким любителям можно отнести руферов – людей, которые предпочитают прогулкам на улицах и в парках, прогулки по крышам многоэтажных зданий.

Но кто такие руферы? Об этом мы сегодня подробно поговорим.

Руфер

Это название пришло к нам из английского языка, где слово «roof» переводится на русский язык как «крыша». То, чем занимаются руферы, можно отнести к экстремальным занятиям .

Многие из нас бывали на крышах зданий, но немногие могут ходить по краю или залазить на еще более опасные карнизы и уступы. Это дело для руферов.

Тяга ко всему опасному и экстремальному в основном возникает у подростков, которые своей храбростью завоевывают авторитет у друзей и у представительниц противоположного пола. Кто-то покоряет крыши высоток, чтобы просто вкусить всю прелесть красивых видов, а для кого-то крыши становятся поистине излюбленным местом для проведения досуга.

Руферов можно разделить на две категории . А именно:

  • Руферы, для которых покорение крыш высотных домов является простым увлечением. Таким способом эта категория руферов просто развлекается;
  • Ко второй категории можно отнести руферов, для которых данное занятие – скорее экстремальный спорт, чем обычная прогулка.

Руферы первой категории без фанатизма прогуливаются по крышам, в то время как вторые стремятся проникнуть туда, куда простому человеку попасть практически невозможно. Здесь конечно же не обходится без экстрима.

Без всяких споров руфинг можно назвать молодежным направлением, некой субкультурой. Эти молодые люди предпочитают передвигаться везде и в любых направлениях, что свойственно подростковому максимализму. Также можно выделить несколько видов руфинга.

Виды

  1. К первому виду можно отнести руфинг, который подразумевает безобидное лазание по крышам и прочим элементам, с помощью которых человек попадает на крышу. К этим элементам можно отнести – водосточные трубы и всякого рода пожарные лестницы. Также этот вид руфинга предполагает ускоренное передвижение по крышам, а также перепрыгивание с одного здания на другое, если позволяет расстояние. Люди, которые занимаются подобным руфингом, предпочитают попадать на крыши всё-таки обычным способом, и такой вид руфинга можно назвать – «тихий»;
  2. Ко второму виду можно отнести руфинг, который подразумевает организацию на крышах всякого рода массовых мероприятий. Это могут быть и многолюдные пикники , и разные музыкальные тусовки. Часто такие мероприятия вызывают недовольство жильцов верхних этажей, что порой не обходится без правоохранительных органов. Такой вид руфинга можно назвать – «арт-руфинг»;
  3. Еще более массовые мероприятия, которые организовываются руферами на крыше, а это и многолюдные празднества, связанные с бракосочетанием , и всякого рода массовые фотосессии, – можно называть «веддинг-руффингом». Таких руферов не смущает – ни опасность, ни недовольство жильцов. Для них главное – полнота ощущений, эйфория свободы;
  4. К следующему виду руфинга можно отнести мероприятия, которые связаны с каким-либо «эвентом» , то есть событием, праздником. Перечень этих мероприятий достаточно велик, и данный вид руфинга называется – «эвент-руффинг»;
  5. Данный вид руфинга предполагает проведение на крыше всякого рода бизнес-мероприятий . Подобная оригинальность события порой позволяет бизнесменам проводить очень успешные переговоры. Такие бизнес встречи в необычных условиях, а это, к примеру, крыши исторических зданий, будут способствовать успешному течению переговоров и прочих партнерских соглашений.

Также данный вид руфинга позволяет проводить на «элитных» крышах разные корпоративные мероприятия и встречи. Этот вид называется – «бизнес–руфинг».

Устав

Если человек решил заняться руфингом, то он должен следовать определенным правилам. У руферов есть определенные законы, которые не стоит нарушать. В основном эти законы направлены на повышение безопасности самих руферов, и на соблюдение определенных правил поведения, которые позволяют руферам не так остро раздражать общественность.

Подавляющее большинство руферов стараются не собираться в большие группы , так как большое количество людей сразу вызывает подозрение. Для высотных прогулок нужно выбирать подходящую одежду, которая будет удобной в движениях и своей расцветкой не будет привлекать внимание.

Также уважающий себя руфер никогда не пойдёт прогуливаться по крышам в нетрезвом состоянии. Пьянство у руферов – не приветствуется. Само по себе это занятие экстремальное, и заниматься этим нужно имея трезвую голову.

У руферов принято надеяться только на собственные силы. Руферы предпочитают перемещаться по надежным и проверенным уступам, и не доверяют всякого рода подозрительным карнизам и воздушным коммуникациям. Руферы стараются не держатся друг за друга в момент высотных прогулок, и стараются в дождливые дни оставаться дома.

Как жильцы относятся к руферам?

Многие жильцы даже не подозревают о существовании руферов, так как многие опытные любители высотных прогулок очень бережно относятся к спокойствию жителей домов, и стараются как можно тише и аккуратней проникать на крыши и находиться там.

Опытные руферы стараются не взламывать замки и не курочить чердачные двери. Опытные руферы берегут имущество жильцов и стараются их не беспокоить. Но не всегда всё проходит гладко.

Иногда всё же бдительные жители вызывают стражей порядка, когда слышат что-либо подозрительное. Но это и правильно, тем более в наше непростое время. Бдительность – прежде всего.

Опытные руферы никогда не позволят себе каких-либо небрежностей в сторону жильцов дома. Они никогда не оставляют за собой горы мусора , не употребляют спиртные напитки на крыше, и конечно же – не шумят.

  • Заниматься спортом, чтобы физическая форма руфера была на должном уровне;
  • Всегда сохранять спокойствие в любой сложившейся ситуации;
  • Всегда правильно оценивать свои возможности и возможные последствия;
  • В наш век Интернета – не лениться и приобретать все необходимые знания, изучать тонкости «профессии», делиться опытом.

Заключение

Кто такой руфер – мы выяснили в данном обзоре. Но хочется еще добавить, что руферы – это поистине смелые и романтичные люди, которые всегда мечтают оказаться на вершине…

Руферов всегда манит высота . Для кого-то крыша – это место для уединения и прогулок, а для кого-то – место для разговора с самим собой. Кто-то любит делать красивые фото на высоте и потом делиться ими с друзьями.

А кто-то просто смотрит на вечерний город с высоты птичьего полета и молча понимает, что он настоящий руфер. Руфер – это стиль жизни, и этот стиль доступен не каждому.

Современное городское пространство в силу дороговизны земли все время тянется вверх. Его естественная вершина - крыша, становится местом обитания городских жителей. Одни из них индустриальные туристы - покорители поднебесного пространства. Они предпочитают совершать восхождения на крыши высоток зачастую используя для этого не совсем привычные средства - стены, водосточные трубы, пожарные лестницы.

Негласным символом всех поклонников “крышелазания” стал известный сказочный герой Карлсон, также завсегдатай надземного пространства. Правда, у него был пропеллер, спасавший от многих бед, индустриальному туристу же приходится полагаться на свои умения и мастерство. Нередко представители индустриального туризма действуют вне закона, так как пытаются проникнуть в запрещенные места. Хотя они всегда стараются это сделать без лишнего шума.


Правила индустриального туризма.

Чрезмерная опасность экстремального занятия накладывает жесткие требования на всех его поклонников. В этой среде не принято быть пьяным, оставлять после себя мусор и поднимать лишний шум. Индустриальные туристы предпочитают покорять город небольшими группами по несколько человек - так проще попасть наверх и избежать ненужного внимания. Важное требование адресуется к одежде - она не должна стеснять движения и быть слишком свободной. Крайне приветствуется удобная обувь с рифленой подошвой.


Во время нахождения на крыше нужно надеяться на себя и не хвататься за товарища. Воспрещается опираться на все в чем не уверен - неизвестные провода, ограждения, неустойчивые карнизы. Не рекомендуется совершать резкие движения, способные враз вывести из равновесия. Лучшим временем посещения крыши считается сухая погода, а вот в дождь поверхность становится очень скользкой и опасность возрастает в разы.

Индустриальный туризм относительно индивидуальное занятие, поэтому в данной среде считается моветоном делиться адресами понравившихся крыш. Здесь каждый ищет место по душе и не опирается на мнение коллег. Также для многих важен пейзаж, открывающийся с высокой точки. Находясь в постоянном поиске таких картинок, индустриальные туристы часто меняют места обитания, покоряя все новые пространства.


Разновидности индустриального туризма.

Тихий индустриальный туризм. Связан с посещением крыш для любования окружающими красотами, рисования или фотографирования. Поклонники спокойного созерцания свысока появляются, как правило, на легально доступных площадках, используя для этого традиционные способы - лестницы и чердаки.

Арт-индустриальный туризм . Среди тех, кто увлекается лазанием по крышам немало креативных людей. Именно им пришла в голову идея проводить различные мероприятия над землей от творческих вечеров и концертов до молодежных пати.

Экстремальный индустриальный туризм . Самая опасная разновидность субкультуры, для которой характерная ярко выраженная инфильтрация. Она связана с проникновением в запрещенную, чужеродную среду. Поэтому различные ограничители вроде табличек и щитов с надписями “вход воспрещен” или “не влезай-убъет” являются здесь призывами к действию.

Во время экстремального восхождения они предпочитают использовать внешние элементы конструкции здания, к примеру, пожарные лестницы и водосточные трубы. Забравшись наверх, молодые люди устраивают различные трюки на краю пропасти, активно выкладывая все это в Интернет. Самые отчаянные перепрыгивают с крыши на крышу или на водосточную трубу. Нередко такие действия приводят к гибели, но других это мало останавливает. В последнее время экстремальный индустриальный туризм освоил городские промзоны, где нередко можно встретить заброшенные объекты.
Иногда руфинг рассматривают как часть индустриального туризма, связанного со знакомством и изучением городского ландшафта. Отчасти это так, особенно если мы имеем в виду тихий руфинг, однако его экстремальный вариант вряд ли можно соотнести с этим полезным и развивающим видом деятельности.

На заброшенном объекте

Индустриальный туризм - исследование территорий и объектов, производственного (гражданского) или специального (не гражданского и в том числе военного) назначения, а также любых покинутых (заброшенных) сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. Индустриальный туризм обладает многими чертами молодёжной субкультуры и на английском языке носит название «urban exploration» (городское исследование).

Виды индустриального туризма и городских исследований

Сталкерство

Заброшенный дом

Одним из наиболее распространённых видов индустриального туризма является сталкерство - посещение покинутых (заброшенных) объектов и мест . Это могут быть оставленные жилые дома, брошенные районы и даже города (так называемые города-призраки: например, Припять , Колендо , Кадыкчан). Сталкерские походы часто сопряжены с опасностями (угрозу могут представлять, например, обрушение конструкций, радиация, охрана, асбест, использовавшийся для многих инженерных конструкций и вообще химические загрязнения). Так как в большинстве случаев целью такого туризма является получение созерцательного удовольствия, многие такие исследователи фотографируют объекты.

Российских сталкеров от иностранных отличает большая скрытность - они стараются не афишировать местоположение обнаруженных объектов (на сленге - «палить» объект), полагая, что таким образом можно привлечь к себе внимание со стороны правоохранительных органов, вызвать слишком большой наплыв мародёров (после чего, обычно, объект не представляет большого интереса) или бомжей, которые, как правило, оставляют после себя беспорядок, со временем набирающий внушительных масштабов (изрисованные стены, выбитые окна, проломанные, снятые с петель двери, горы мусора, полностью вынесенные металлические предметы, вплоть до дверных ручек), тем самым убивая изначальную идею и засоряя заброшенный объект.

Постпаломничество

Постпаломничество - посещение заброшенных, десакрализованных объектов религиозного почитания. Забытые храмы одновременно являются историческими артефактами, уникальными памятниками архитектуры, объектами религиозного почитания, свидетелями смены коренных основ мировоззрения (с религиозного на атеистическое, а затем и нейтрально-светское). Такая смесь различных фактов, отношений к ним, эмоций и переживаний при попытках рационального и творческого осмысления получаемого при постпаломничестве опыта может стать источником особых переживаний.

Инфильтрация

Заводское нутро

Инфильтрация - это проникновение на охраняемые территории, действующие промышленные зоны и зоны, не созданные для нахождения в них людей. Этот вид индустриального туризма наиболее экстремальный и требует серьёзной подготовки, экипировки и высокого уровня авантюризма, так как связан с серьёзными опасностями. Часто такая деятельность сопряжена с нарушением законов, что порой только больше привлекает искателей приключений, а надписи на табличках вроде «посторонним вход запрещён», «запретная зона», «выхода нет», «пожарный выход», «предъяви пропуск», «опасность, не входить» или же «стой, стреляю!» становятся прямыми указаниями к действию. Главная цель таких походов - это, обычно, получение адреналина и особое психическое удовлетворение от посещения зон с ограниченным доступом.

Диггерство

В тоннеле

Слово «диггерство » происходит от слова «диггер» (англ. to dig - копать) - так себя называют люди, занимающиеся исследованиями подземных сооружений . Предметом особого интереса многих диггеров являются бункеры , а также поиск спецлиний Метро-2 и т. н. станций-призраков . Этот вид индустриального туризма также требует серьёзной физической подготовки и специальной экипировки. Не стоит путать диггерство со спелестологией , целью которой является исследование штолен, каменоломен и катакомб.

Прогулки по крышам (руфинг)

Украинский флаг на охраняемой ЛЭП вблизи ЮУ АЭС, поднятый на высоте свыше 50 м группой руферов, именующих себя TopReachers

Урбанизм

Городские окраины

Популярность и развитие

В начале 1980-х годов набрал популярность музыкальный стиль «индастриал» , к которому относят такие коллективы, как Throbbing Gristle , Current 93 , Einstürzende Neubauten , Coil , Nurse With Wound и т. д., которые использовали индустриальные шумы как существенную часть музыкальной эстетики своих произведений. С появлением видеоклипов соответствующий визуальный видеоряд к такой музыке также привнес свою лепту в популяризацию явления.

В СССР большой скачок интереса к эстетике заброшенных объектов и промзон произошел после появления фильма «Сталкер» Андрея Тарковского , и название «сталкер» стали применять по отношению к себе сами любители индустриального туризма, хотя по фильму Сталкер - это проводник по Зоне, а не её исследователь, а в книге «Пикник на обочине» братьев Стругацких , по мотивам которой снят этот фильм, сталкеры нелегально проникают в Зону с целью поиска необычных артефактов, так называемого «хабара», для последующей их продажи на чёрном рынке.

Отсутствие в 1980-х годах широких возможностей сетевого взаимодействия приводило к изолированности интересующихся этим хобби, делая его уделом небольших групп, находящихся на периферии общественного внимания. Все сильно изменилось с появлением сети Интернет , позволившей свободно обмениваться информацией, объединяться и организовывать совместные поездки на труднодоступные и далекие объекты.

Новая волна популярности на Западе возникла после того, как на него обратили внимание масс-медиа. Недавние телевизионные шоу, такие как Urban Explorers на телеканале Discovery , Fear на телеканале MTV , охота за привидениями , осуществляемая Атлантическим паранормальным обществом , подогревали интерес к хобби у аудитории. В художественном фильме «Неуправляемый экстрим» (After… , 2006) изображены диггеры, оказавшиеся в экстремальной ситуации в московском метро . Городским исследованиям были посвящены выступления и выставки на пятой и шестой конференции Hackers on Planet Earth , а также многочисленные газетные статьи и интервью.

Другим популяризатором стал документальный сериал Cities of the Underworld на History Channel , который шел три сезона с 2007 года. Сериал показывал малоизвестные подземные сооружения в отдаленных местах мира и прямо под ногами горожан.

Существенно поднял популярность такого туризма выход долгожданной многими компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. в 2007 году. Именно с её появлением слово «сталкер» становится более употребительным по отношению к человеку, увлекающемуся индустриальным туризмом. До этой волны городских исследований такие люди чаще называли себя исследователями, индустриальщиками или диггерами.

С ростом популярности этого хобби началась дискуссия о влиянии повышенного внимания на городские исследования. Люди с намерениями, отличающимимся от негласного правила городского исследователя: «Не брать ничего, кроме фотографий, не оставлять ничего, кроме следов», беспокоят многих владельцев недвижимости.

Объекты индустриального туризма в искусстве

Атмосфера полуразрушенных и заброшенных зданий и построек часто рассматривается творческими людьми как «репетиция постапокалипсиса » и используется в фильмах, мультипликации, играх и книгах, в основном, фантастического и мистического содержания.

Фильмы

  • «Энтузиазм. Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (1930) - фильм, прославляющий труд рабочего класса и мощь советской промышленности. Авангардное музыкальное сопровождение и по сей день вдохновляет музыкантов экспериментального направления, про приемы киносъемки Дзиги Вертова можно не говорить - в современном кино с тех пор появилось мало новых ракурсов.
  • «Крик» Микеланджело Антониони (1957) - фильм о человеческих взаимоотношениях на фоне индустриальных пейзажей.
  • «Красная пустыня» Микеланджело Антониони (1964) - фильм о женщине с психологической травмой, большое место в эстетике которого занимают индустриальные виды промзон Равенны . Один из самых впечатляющих моментов фильма - это эпизод с вырывающимися из трубы клубами пара, постепенно заполняющего пространство кадра. Музыкальное сопровождение, созданное Джованни Фуско , включает в себя звуки механизмов и различные шумы, что считается отличительной чертой таких направлений в музыке, как индастриал и нойз.
  • «Сталкер» Андрея Тарковского (1979) - фильм о проникновении на территорию закрытой охраняемой зоны вокруг места предполагаемого падения метеорита. Снят в промышленно-портовой зоне недалеко от Таллина . Пожалуй, самый влиятельный фильм по теме. Один из первых фильмов, где объект посещения играет не фоновую и не вторичную роль, а одну из главных и, наряду с героями проникающими на её территорию - Сталкером, Профессором и Писателем, даже имеет своё имя - Зона.
  • «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского (1986) - в этом фильме постапокалиптическая тема тесно связана с эстетикой индастриала. Практически все работы Константина Лопушанского можно отнести к эстетике предмета этой статьи.
  • «Последняя битва» Люка Бессона (1983) - мир после катастрофы. В руинах современных городов оставшиеся в живых люди ведут беспощадную борьбу за существование.
  • «Подземка» Люка Бессона (1985) - детективная драма, большая часть действия которой происходит в парижском метро.
  • «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия (1986) - фильм стал культовым и оказал большое влияние на адептов индустриального туризма.
  • «Получеловек» Сого Ишии (1986) - музыкальный фильм с участием музыкального коллектива Einstürzende Neubauten , снятый на заброшенном заводском складе в Японии.
  • «Небо над Берлином» Вима Вендерса - (1987) - фильм об ангеле, полюбившем земную женщину и пожертвовавшем свободой и бессмертием ради своей любви. Режиссёр уделил много внимания урбанистическим и архитектурным пейзажам Западного Берлина - особого политического образования, существовавшего с 1949 по 1990 год. Клаустрофобической атмосферой этой, контролируемой западом, части Берлина, окруженной подконтрольными СССР территориями ГДР , в своё время вдохновлялись многие творческие люди. Можно выделить Дэвида Боуи , записавшего там свою знаменитую берлинскую трилогию , Лу Рида с одним из лучших его альбомов «Berlin» (1973) и снявшегося в продолжении к «Небу…» Так далеко, так близко! (1993) , Ника Кейва , непосредственно снявшегося со своим коллективом в «Небе…» , , записавших свой знаменитый «Achtung Baby» (1991) в том числе под впечатлением от разделенного пополам города .
  • «Посвящённый» Олега Тепцова (1989) - на фоне индустриальных пейзажей умирающей советской эпохи - остановившихся заводов, молчащих цехов, брошенных карьеров и городских окраин, - разворачивается мистическая история молодого человека, нечаянно получившего сверхъестественный дар - убивать человека лишь усилием воли. Фильм снят по сценарию Юрия Арабова .
  • «Посредник» Владимира Потапова (1990) - действие этого фантастического фильма происходит на фоне депрессивных урбанистических пейзажей небольшого города.
  • «Город» Александра Бурцева (1990) - советская социальная драма, в которой значительное место уделяется картинам непарадной стороны Ленинграда.
  • «Железная пята олигархии» Александра Баширова (1997) - главный герой пытается поднять рабочих на борьбу с олигархией. Фильм снят с использованием эстетики революционного кино начала XX века в атмосфере промзон и заводских окраин.
  • «Упырь» Сергея Винокурова (1997) - профессиональный и безжалостный охотник на вампиров приезжает в маленький городок с целью убить главного вампира, который со своими приспешниками-кровососами поработил все местное население. Снят в индустриальной и заброшенной портовой части Кронштадта.
  • «Девятая сессия » Брэда Андерсона (2001) - фильм ужасов, почти полностью снятый в заброшенной психиатрической больнице в Дэнверс (англ.) русск. (штат Массачусетс , США).
  • «Район Теси: К западу от железной дороги » Ван Биня (2003) - 9-ти часовой шедевр документального кино. Режиссёр, преследуемый в Китае по политическим причинам, снял жизнь людей в когда-то очень развитом индустриальном районе Шэньяна - Теси . В 1980-х годах число рабочих в этом районе достигало миллиона человек, но со временем он пришел в упадок. Не все смогли уехать в более благополучные части города и сменить работу. Жизни оставшихся и посвящён этот фильм. Журнал Cahiers du cinéma назвал «Район Теси: К западу от железной дороги» среди десяти лучших картин десятилетия, а по опросу 47 кинематографистов и киноведов для сайта независимого дистрибьютора dGenerate Films эта же картина оказалась на втором месте в списке лучших китайских фильмов нулевых, уступив лишь «Любовному настроению» .
  • «Крип » Кристофера Смита (2004) - триллер о женщине, попавшей из Лондонского метро в мистический лабиринт подземных строений.
  • «Туннель смерти» Филлипа Эдриана Бута (2005)- фильм ужасов, снятый в заброшенном санатории Уэверли Хиллс, Луисвилль , Кентукки , США .
  • «Неуправляемый экстрим (После…») Дэвида Каннингема (2006) - триллер, действие в котором происходит в подземных сооружениях под Москвой.
  • «Сайлент Хилл» Кристофера Ганса (2006) - режиссёр был вдохновлен посещением города-призрака Централия (США, штат Пенсильвания) , закрытого из-за непрекращающихся пожаров в угольных шахтах и выделения угарного газа.
  • «Prison of the Psychotic Damned» Девида Канна (2006) - первый фильм в стиле urban exploration (пока на русский язык не переведен).
  • «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского (2006) - фильм по одноименной повести Аркадия и Бориса

Кто такие руферы??? Услышала я это странное слово в маршрутке, в разговоре ребят, сидевших позади меня. Говорили они об открытых крышах, договаривались встретиться: «Девятиэтажка. Коммунистический 120. В восемь. Все руферы Томска будут там». И, совсем не вовремя – моя остановка. Вышла. Зависла. Проводила взглядом автобус, теряясь в догадках о том, что только что было мною услышано. Вечер, крыша девятиэтажного здания… Не о массовом ли суициде речь? Что думать? И что делать? Элементарно, Ватсон – во имя мира во всем мире, нужно срочно узнать о руферах!!!

«Я снова занимался этим сегодня, когда остальные сладко спали. В смысле родичи. Я занимаюсь этим уже почти целую неделю и каждый раз придумываю предлог посидеть допоздна, подождать и тихонько это поделать. Этим вечером я просто вылез из кровати, оценил обстановку, влез в какие-то широкие джинсы и майку (обуваться не стал) и вылез наверх. «Наверх», в смысле на крышу.» (с)Джим Кэррол — Дневники баскетболиста.

Любите бродить по крышам? Нравятся фотографии с высоток? С каждым разом хочется взобраться всё выше и выше? Ваш точный диагноз: Руфер!

Руфер — производное от слова roof (анг. Крыша). Руфер – это путешественник по крышам. Вершины городских высоток становятся магнитами для людей разных нравов и профессий. Магнетизм в романтике! Не согласны? Может, вы боитесь высоты? Высоты, нахождение на которой дарит ощущение свободы! А если оказываешься на небоскребном расстоянии от городского асфальта – чувствуешь себя всевидящим и всё слышащим, вне зависимости от фобий!

В общем, руфер – это мечтающая душа, жаждущая очутиться на вершине города. Правда, «высотным путешественникам» зачастую становятся преградой самые банальные вещи: замки на чердачных дверях! Вешают их, исходя из разных соображений. Самое основное: регулярное заселение чердаков лицами без определенного места жительства. Управленческие компании несут ответственность за крыши и чердаки домов, потому и закрывают туда доступ. Вандалы, разбивающие антенны на крышах (не путать с истинными руферами — приверженцами самых чистых намерений) и потенциальные самоубийцы – из-за вопроса всеобщей безопасности доступ к источнику вдохновения для руферов зачастую становится самым главным испытанием. Крыши закрыты, но закрыты далеко не все.

В социальных сетях существуют группы, где указаны пути к открытым крышам. В этих сообществах собирается подавляющее большинство «высотных романтиков» всего города. Кто-то на крышах проводит зарядку, кто-то медитирует. Есть руферы-граффитисты, а есть фотографы, делающие изображения самых замысловатых ракурсов. Писатели, музыканты, художники с холстами, рассказчики, ищущие вдохновения, ну и, конечно же, влюбленные пары, устраивающие ужины на пледах под открытым небом – крыши захватили всех.

Организаторы социальных групп иногда устраивают «руферские слёты», на которых царит атмосфера позитива и творчества – все фанаты высоток и урбанистических пейзажей собираются вместе и делают то, чем занимаются на крышах в одиночестве. Вы не были там? Вам не понять!

Амели Нотомб в своем романе «Зимний Путь» написала такие слова: «Мне часто приходилось наблюдать любопытный феномен: чтобы полюбить какое-то место, нужно взглянуть на него с высоты. Наверное, именно потому люди и воображают, что Бог сидит в небесах, высоко над Землей, иначе как бы у него получалось любить нас?». Любовь к чему-либо начинается через высоту. Любовь к городу лежит через городские крыши…. А вы уже знаете, какую крышу вы покорите в первую очередь?

Валерия Труханова

Видеосюжет программы «Экстренный вызов» на РЕН ТВ о руферах

Уверяют, то петербургские руферы (те, кто забирается на крыши) самые известные в России. Один из них, Роман Егоров, рассказал «Городу 812» о том, какие неприятности могут ждать руфера на крыше, о боевых действиях между жильцами и руферами и о том, кто делает бизнес на руфинге.

– Как получилось, что вы стали руфером? Когда первый раз вышли на крышу?

– В первый раз это случилось три года назад. Какое-то время я следил в социальных сетях за жизнью ровесников, которые открывают новые ракурсы привычных мест. Меня это заинтересовало. Высоты я не боялся с детства, всегда любил приключения, поэтому познакомился с ними. Они показали мне несколько крыш, раза три-четыре я полазал вместе с ними, быстро понял общую методику поиска крыш и как она работает.

Но тогда я столкнулся и с опасностью – у нас в Питере крыши почти все под углом, и если вылезти на такую в ненастную погоду, то очень легко поскользнуться. Поэтому все руферы соблюдают правила: от подошвы правильной обуви до продумывания маршрута по крыше и подстраховки друг друга.

Крутость питерских крыш в том, что они похожи на связанную систему – один дом как будто перетекает в другой, а тот в следующий, и так далее. Для того чтобы перебраться с одного дома на другой, нужно преодолеть высоту, так как этажность домов бывает разная. Поэтому одному из группы нужно, рискуя жизнью, залезть и привязать веревку, чтобы остальные безопасно могли пройти за ним.

– Некоторые, говорят, и по проводам перебираются.

– Я видел крепления проводов на крышах, их надежность мне не внушает доверия. Вместе с бетоном сыплются уже и сами крепления, на которых держатся провода.

– Но ведь кому-то удавалось таким образом перелезть с крыши дома на Невском на противоположную сторону…

– Это, конечно, хорошая тема для привлечения внимания. Тебя видит весь Невский! Ты – орел! Но это небезопасно.

Хотя у нас с одним блогером была идея повторить такой трюк. Он загорелся этой идеей и предложил приурочить ее к дню чтения. Предполагалось, что он – я сразу отказался – протянет еще один страховочный трос и повиснет на нем над Невским проспектом, читая какое-то время книгу. Но потом он пообщался со своим юристом, и тот его отговорил.

– Могли быть проблемы с полицией?

– Наверное.

– А у вас они были?

– За те три года, что я занимаюсь руфингом, их не было. Ни разу не был в отделении полиции, благополучно убегал. Ловить пытались, и один раз даже поймали, но не полицейские, а сотрудники охраны «Газпрома». В тот раз мы залезли на стеклянный купол их нового здания за Итальянским двориком.

Я уже говорил, что в Петербурге можно залезть на крышу одного дома и проложить маршрут через следующий. Это может быть и два, и три, и четыре дома. Таких маршрутов может быть множество, так как почти все дома у нас связаны. С этим, конечно, борются, ставят на крышах заборы с выгнутыми вверх зубьями, наматывают на них колючую проволоку. Правда, это никого не останавливает: колючку рвут кусачками, и остальные пользуются этой лазейкой.

– Часто вы лазаете по крышам?

– Бывали дни, когда появлялся кураж, и мы с друзьями могли обойти пять-шесть крыш.

– А в чем смысл все-таки этого увлечения?

– У меня есть объяснение для себя. Как инстаграм-фотографу, мне это дает много контента и большое количество фотографий. Я могу делиться этим с людьми, потому что они никогда не увидят наш город с тех ракурсов, с которых увидел я. Кроме этого есть чувства азарта, опасности и небезрассудности. Я отделяю безрассудность от опасности. Первая – это когда руферы висят на одной руке, свесившись ради фотографии с края крыши. Они ходят по тонкой грани между жизнью и смертью, чувствуя всю полноту жизни, но рискуют: один неосторожный шаг, одно дуновение ветра – и … Я считаю, что нельзя ставить свою жизнь на такие весы.

– У вас специальное снаряжение?

– За эти годы я понял, в какой обуви можно лазать по крышам. Желательно, чтобы она была прорезиненная, негладкая подошва с жестким протектором.

Самое страшное, что может случиться, – это лезть на крышу, когда идет снег. У меня однажды была такая история. Всего одна, но я ее запомнил.

Несколько девушек из Москвы приехали в гости, им захотелось романтики, я предложил слазать на крышу. Кстати, это еще одна причина, по которой я занимаюсь руфингом.

– Способ познакомиться с девушкой?

– Естественно. На крыше с ними знакомиться гораздо удобнее и продуктивнее.

Те девушки попросили сводить их на какую-нибудь крутую крышу. Я предложил им такую – на площади Восстания, с видом на обелиск. Погода была нормальная. Мы прошли четыре или пять домов, посидели минут двадцать и решили пойти обратно. Неожиданно, как всегда в апреле, пошел снег. Если на точку обзора мы добрались минут за пятнадцать, то обратный путь занял у нас два с половиной часа. Девчонки испытали настоящий страх смерти, а я страх ответственности за чужую жизнь.

Было что-то ужасное: только делаешь шаг, и нога соскальзывает по снегу. Мы перемещались на на пальцах, а они тут же примерзали к железу… История была не из веселых. Одна из девушек уронила свой айфон, он скатился на край. «Ты не собираешься его забирать?» – спросил я. «Не-не, это сейчас вообще не важно». Но я как-то сполз и забрал его.

После этой истории я стараюсь лазать только с начала мая по конец октября. Только чтобы не было снега.

– А есть такие бесстрашные, кто лазает и зимой?

– Естественно, таких много. Существуют люди, которые хотят стать популярными благодаря тому, что лазают по крышам. Есть мнение, что чем больше фотографий сделаешь на крышах, тем быстрее станешь популярным блогером. Поэтому подростки младше семнадцати – по-моему, они неадекватные – лазают круглый год, даже зимой, пренебрегая всеми правилами безопасности. Бывали случаи и падений, но, что удивительно, именно неадекватные падают реже.

– Существуют сообщества руферов?

– Неформальные сообщества есть в социальных сетях, но в основном там выкладываются фотографии. Но есть и закрытые группы руферов, в них не больше ста человек. Их члены делятся новостями: кто где нашел новую точку. Получается интерактивная карта города, по которой можно узнать, где в данный момент есть возможность попасть на крышу. Или, например, где живут жильцы с пистолетами или бабушка с клюкой…

– В каком смысле с пистолетом?

– В буквальном. Были случай, когда мужчины стреляли в руферов солью из пистолета или пневматического ружья. Бабушки с палками выходят драться еще чаще.

– Потому что вы их достали!

– В последнее время руфинг в Петербурге стал распространен, и жильцы последних этажей уже просто в ярости – они ненавидят руферов и вообще всех, кто лазает по крышам.

Я жил с девушкой на последнем этаже дома за Казанским собором. Крыша этого дома была самой популярной точкой у руферов. От их топота иногда обваливалась штукатурка, потому что дома старые, у соседей начинали идти трещины по потолку, и нужно было делать ремонт.

Но это еще половина проблемы. Хуже, когда люди залезают на крыши, начинают играть на гитаре, и все это происходит в двенадцать часов ночи в пятницу или субботу.

– Наверное, еще и пьют там?

– Естественно. Где же еще пить? Романтика!

Бывают и смешные случаи. Ребята вылезают на крышу на Невском или около Адмиралтейства, ставят мангал и начинают готовить шашлыки. Соответственно, употребляя при этом алкоголь. Несколько раз из-за этого случались пожары.

Кстати, в последнее время появились бандиты, которые стали использовать крыши в качестве бизнеса. У нас немногие знают, что в городе есть башни противовоздушной обороны, так называемые МПВО. Они расположены по всему городу: если не ошибаюсь, то их не больше двадцати пяти. Они были установлены во время войны для наблюдения за пожарами и бомбежками.

Они не используются по назначению уже больше пятидесяти лет, осыпаются, о них просто никто не знает. С развитием руфинга их стали замечать, исследовать, и со временем они стали самыми популярными точками, потому что с них открывается вид на все 360 градусов.

Например, одна из них находится на Мойке, напротив Главного штаба. На Невском, около «Маяковской» есть еще две, и еще около метро «Василеостровская».

Некоторым взрослым людям пришла идея зарабатывать на экскурсиях на эти башни. С человека берут от 500 до 1000 рублей. Никто, конечно, никакой ответственности за безопасность не несет, объясняются какие-то правила поведения, и все.

Однажды я был свидетелем такой экскурсии, очень огорчился. Человека выводят на крышу, показывают ему виды – с той стороны, с другой, – делается пара-тройка фотографий, и все, на этом работа экскурсовода заканчивается.

Потом «руководители» экскурсионных групп скооперировались с жильцами домов. Последних настолько задолбало, что к ним через парадные на крыши идут потоки туристов, что они предложили выплачивать им проценты. Экскурсий становится больше, потому что жильцы ничего не имеют против. А впоследствии этот «бизнес» прибрали к рукам какие-то бандиты. Они сумели договориться с жильцами и поставили свои двери с новыми замками. Теперь на эти крыши не сможет попасть ни один руфер, так как ключи у бандитов, и они проводят там «серьезные» экскурсии.

Одна из таких башенок есть на Гороховой около Адмиралтейства. Они ее облагородили, сделали ручки для безопасности, поставили стулья, стол, и за пять тысяч в час парочка может не только наслаждаться видами, но ей принесут корзину фруктов и бутылку вина. Бывает, что туда приходят туристы из провинции, мамы с дочками: «Ой, как красиво! Как красиво!»

– Креативно!

– Это еще не все. Эту башенку можно арендовать на ночь. Вам принесут матрац, и вы с девушкой проводите под звездами ночь на ней.

– Вы зарабатываете своими фотографиями?

– Я никогда не занимался фотографией, но когда стал лазать по крышам, появилось желание фотографировать. Я не типичный фотограф, не снимаю свадьбы, портреты, не продаю фотографии. Веду свой Инстаграм.

– Сколько у вас подписчиков?

– Сто тысяч. Так как аудитория большая, мне выгодно предлагать рекламу, и предложения бывают самые невероятные. Например, от авиакомпаний: за билеты в Амстердам и обратно мне предложили сделать несколько фотографий Амстердама и замечательной авиакомпании, с помощью которой я долетел до него.

– То есть вы так зарабатываете?

– Это мое творчество. Еще я журналист и фотограф, беру интервью у интересных людей. Но мне больше нравится заниматься фотографией. А по образованию я юрист.

– Судя по вашему Инстаграму, вы побывали на крышах и европейских городов.

– Да, но Европу я начал исследовать только в прошлом году, и пока мне удалось побывать на крышах Амстердама, Брюсселя и Риги.

– В Европе у руферов есть проблемы с жильцами, полицией?

– Там руфинг развит гораздо меньше, чем в Питере. У нас молодежь достаточно безрассудна, не боится полиции, да и законы у нас мягкие – для тех, кто залез на крышу, штраф всего пятьсот рублей. Поэтому ее ничто не останавливает. В Европе о руфинге знают единицы, а занимаются им еще меньше.

– Какими качествами должен обладать настоящий руфер?

– Во-первых, отсутствием страха высоты и быть пойманным. Если ты не боишься высоты и полицейских, то нужны еще азарт и спортивная подготовка, потому что у питерских крыш сложный рельеф, и в некоторых местах приходится перебираться буквально на пальцах.

Еще нужно быть подтянутым и худым, не все смогут пролезть в щель сантиметров сорок-пятьдесят. Бывает, что некоторые застревают, как Винни-Пух, и рвут штаны. Грязная, рваная одежда и испачканные руки – вечная история руферов, поэтому нужно быть еще небрезгливым. Ведь приходится ползать по чердакам, где живут голуби и где слои пыли.

Руфинг далеко не самое приятное занятие, но в итоге, когда ты вылезаешь на крышу, и перед тобой фантастический вид, и ты видишь закат, и слышишь птиц… Это компенсирует порванные штаны.

– Есть ли конкуренция среди руферов?

– Конечно, есть. Даже бывают разборки. Например, кто-то с друзьями нашел новую крышу, и один из них выложил фотографии в Интернете, да еще и указал, где она. Крышу увидели другие, и начинается массовое хождение на нее, в результате крышу закрывают.

Найти новую крышу очень сложно, и даже если нашел, то забраться на нее сложно, это может быть связано с риском. Если открыть вход, срезая замок, то это уже уголовная статья. Если зайти на открытую крышу, то это административное нарушение и штраф 500 рублей. То есть получается, что те, кто «открыл» крышу, рискуют получить уголовное наказание, а те, кто приходит после, не рискуют ничем. Для «открывателей» бывает обидно, что крышу заюрзали.

Еще бывают заморочки с экскурсиями и дележом денег. Кто сколько на какой крыше зарабатывает, водя экскурсии, и под чьим она контролем. Я уже говорил, что некоторые люди начинают как бы владеть крышей и делают из этого бизнес. На этой почве бывают конфликты.

– Обычно на фотографиях руферы позируют в непринужденной позе на краю крыши, взгляд в даль. Это особенности стиля?

– Придумать что-то новое могут единицы. Конечно, все это постановочные кадры, чаще всего все просто копируют друг друга. Да, самый частный сюжет – это когда руфер спокойно стоит и смотрит вдаль.

– Загадочно.

– Да, загадочно. Самое главное – не показать, что ты боишься высоты. Но есть люди, которые придумывают новые сюжеты фотографий. Я видел одну такую: с одной стороны крыши стоял парень, а с другой девушка, они держат друг друга за руки, а в руках шарик с сердечком.

– Вы тоже стараетесь придумать что-то новое?

– Мне нравится работать с перспективой. Делать такие фотографии, когда, на первый взгляд, зритель не понимает, в какой плоскости находится герой.

– У кого этому научились?

– Никогда ни у кого не учился. Конечно, я видел похожие идеи у других. Все мы кого-то копируем.

У меня сотни фотографий с крыш. Например, один раз я залез на крышу дома номер один на Невском: Дворцовая площадь, Эрмитаж, Невский – как на ладони.

– И на нее можно залезть?

– Можно, но она очень опасная, и ее много раз закрывали, так как в доме офисы крутых богатых компаний. Однажды на нее залезли девочки-руферши, и украли в одном из них сейф с большой суммой денег. Их, конечно, нашли, но после этой истории все выходы на крышу этого дома капитально залатали – так, что на нее невозможно было попасть года два. Потом один парень залез на нее буквально по отвесному железному пруту и смог привязать веревку, по которой мы по очереди залезли наверх. Он рисковал буквально жизнью, чтобы мы оказались на ней.

– А московские крыши?

– Я очень их люблю, потому что, в отличие от Петербурга, в Москве очень большая высотность. Например, я был на крыше сталинской высотки, которая напротив «Москва-Сити». Очень круто.

– Говорят, в Петербурге крыши домов на Дворцовой набережной самые популярные у руферов.

– Да. Мои самые любимые – крыши двух домов на пересечении Машкова переулка и Дворцовой набережной. Они неопасные, пологие. Они популярны у руферов, потому что с них самый лучший вид на салюты. Но они таят и опасность – в День Победы или во время «Алых парусов» ненависть жильцов к руферам зашкаливает. Их могут избить, разбить технику. Жильцы буквально организовываются в бандформирования: устраивают кордоны, берут в руки дубины, прыскают газовыми балончиками, разбивают носы ребятам. Я сам был свидетелем таких сцен, пострадали мои друзья. С другой стороны к ним присоединяются полицейские. Случаются и массовые драки на подступах к крышам – в парадных, на чердаках.

– Но руферы не сдаются?

– В эти дни к нам в город приезжают руферы со всей страны с желанием посмотреть салют. Бывает, что некоторые взбираются по водосточным трубам.

Перед салютом летает вертолет, выслеживают, есть ли кто на крышах, и если замечают, что есть, то высылают наряд полиции, который выводит всех, кроме тех, кто закрывает себя.

– Что значит «закрывает»?

– Есть такие руферы, которые начинают подготовку за месяц. Готовят лестницу, веревки, провиант и буквально заваривают сварочным аппаратом себя на чердаке изнутри за сутки, и выходят за пять минут до начала салюта, и снимают его.

– И все это ради фотографии в Инстаграме?

– Не только. Можно просто наслаждаться видами. В прошлом году я залез на крышу дома на Невском проспекте, чтобы посмотреть шествие «Бессмертного полка». Во время шествия бывает очень строгий контроль крыш, опасаются терактов. Но я нашел точку и успел сделать несколько снимков, пока меня не сняли полицейские. В тот же день выложил их в своем Инстаграме. Были тысячи лайков. Результат обалденный – за моим Инстаграмом стало следить чуть ли не полгорода.

– С какой крыши вид самый красивый?

– С крыши Казанского собора. Я был там, когда на соборе были строительные леса. У руферов есть примета: если на здании появились строительные леса, значит, можно залезть на крышу. Как только мы с моим другом-руфером заметили, что на соборе появились леса, то решили забраться на купол. На нем есть небольшая лестница, и вроде бы безопасно. И что меня удивило – совершенно нет камер. Например, в доме около площади Александра Невского установлено пятнадцать камер, и крыша огорожена колючей проволокой, а на куполе Казанского собора вообще ничего нет. Может, потому что на него никто не залезает.

В общем, я исполнил свою детскую глупую мечту – дотронуться до золотого шара, на котором стоит крест.

– Страшно было?

– Когда лез, не было. Но на самом верху был сильный ветер, слышно, как скрипит металл. Между лестницей и куполом гнездо, в нем была какая-то птица.

И вот самый красивый вид с этого купола – такой перспективы я не видел ни со Спаса на Крови, ни с крыш на канале Грибоедова.

Андрей Морозов