Разновидности бега с промежуточными положениями рук. Основные виды ходьбы и бега. Спринтерский, и бег на средние дистанции

Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Урок физической культуры - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. Значение урока физической культуры заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. Содержание урока физической культуры составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности детей. Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей. Это включение (постепенное) детей в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.

Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности. В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Типовая структура урока: Вводно-подготовительная часть (5-10мин). Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной части урока. Содержание: строевые упражнения (построения, перестроения), ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя. Основная часть (25-30 мин). Задачи: изучение нового материала, повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения и двигательные умения и навыки), развитие физических качеств. Содержание: ОРУ с предметами и без предметов, основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), акробатические упражнения, упражнения на осанку, высокоинтенсивные игры. Заключительная часть (5-10 минут). Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников к последующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом, организованный переход к новым действиям. Содержание: построение, интенсивная ходьба с постепенным замедлением, спокойные игры, дыхательные упражнения, слово учителя об итогах и домашнем задании. Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи. В практике физического воспитания различают несколько типов уроков: вводный урок; урок изучения нового материала; урок закрепления и совершенствования пройденного материала; смешанный урок (комплексный); контрольный урок. Вводный урок : проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др. Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая. Урок закрепления и совершенствования пройденного материала : основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая. Смешанный урок (комплексный ): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников. Контрольный урок : посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.). В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам . Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д. Методы организации учащихся на уроке . При проведении уроков используют следующие методы организации: Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся. Поточный способ - все дети выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке). При этом таких потоков может быть 2-3. Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека. По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается. Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами. В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода). Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся. Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий. Характер физической и психической нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования. Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20-25%, после ОРУ - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям - не менее чем на 25%, после подвижной игры - до 70-90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной - прирост пульса в процентах. Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования ЧСС по окончании вводной части, ОРУ, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др. Физкультурное занятие вызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна.

2) Сформулируйте: цель, образовательно-инструктивную, воспитательно-развивающую и оздоровительно-рекреационную задачи для любого урока физкультуры.

На уроках физкультуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависи­мости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреаци­онные и воспитательно-развивающие задачи.

Образовательно-инструктивные задачи 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования. 2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям: система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами; 3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.

Воспитательно-развивающие задачи 1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся. 2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся. 3. Содействие формированию социальной активности учащихся. 4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Оздоровительно-рекреационные задачи 1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников. 2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста. 4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).

Например. Тема: Плавание.

Цель урока: Углубление знаний и освоение элементов техники плавания способом «кроль на груди»

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60--100 м), бег на средние дистанции (400--1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад -- в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10--15 с в младших группах до 35--40 с в старших (повторяется 2--4 раза с перерывами). Для детей 6--7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой -- влево, левой -- вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10--20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2--3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10--12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры -- линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика -- 5--8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками -- отдыхом, он может повторяться 4--5 раз.

Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега -- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения -- использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

Обучать детей бегу – задача, казалась бы, не сложная. Но, все больше осознавая значение бега для укрепления здоровья и физического развития учащихся, я постепенно убеждаюсь и в сложности беговой подготовленности при занятии с целым классом.

Бег как основа физической подготовки с учащимися начальных классов на уроках физической культуры

« Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным- бегай»- эти мудрые слова, высеченные на скале в древней Элладе, подтверждают, что люди давно знают о пользе бега. Но сейчас каждому ученику необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом он воздействует на организм. Очень важно выработать у ребенка сознательную и ежедневную потребность в нем, как потребность в еде, сне.

В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В результате обучения по ФГОС второго поколения младшие школьники приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека.

Обучать детей бегу - задача, казалась бы, не сложная. Но, все больше осознавая значение бега для укрепления здоровья и физического развития учащихся, я постепенно убеждаюсь и в сложности беговой подготовленности при занятии с целым классом. Ведь на беговую дорожку выходит одновременно весь класс, и, естественно, подготовленность к бегу у разных детей отнюдь не на одинаковом уровне. Вот где от учителя требуют серьезные знания основ физиологии детей, методики развития двигательных качеств, умение использовать эти знания на практике.

Мною в течение нескольких лет велась систематическая целенаправленная работа по совершенствованию методики беговой подготовки учащихся начальных классов. Для учащихся я выделила основные виды бега и беговых упражнений. Это - бег в чередовании с ходьбой (увеличивая его с возрастом ребенка, начиная с 1 минуты); беговые ускорения (10-30 м); бег с различных стартовых положений; бег с преодолением препятствий. Все предложенные виды бега в большей мере имеют характер подготовительных упражнений.

И как показывает мой опят работы, дети обладают достаточно развитыми способностями к значительной длительной работе, если она совершается на уроках умеренной интенсивности. Например, ученики при чередовании кратковременного бега с ходьбой свободно преодолевают за урок 4.5 -5 км. А при непрерывном бег в течение 6-10 мин. ребята пробегали расстояние от 1.5 - 2 км. В основном, можно отметить, что у учащихся младших классов имеются хорошие предпосылки развития выносливости в беге. Регулярные занятия бегом на моих уроках способствуют повышению уровня максимального потребления кислорода, улучшению регуляции работы сердца.

Благодаря занятиям бегом у детей увеличивается сила сердечных сокращений и количество выбрасываемой крови, уменьшается потребление кислорода, и работа сердца становится более экономной. Беговые упражнения закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Начиная беговую подготовку с учащимися начальных классов, нельзя забывать о необходимости строго дифференцированного подхода к оценке физических возможностей.

В начале учебного года занятия бегом начинаю с упражнений для укрепления стоп и для обучения элементам правильного бега. Упражнения для укрепления стоп способствуют профилактике травм голеностопных суставов. Использую ходьбу и легкий бег на носках, разновидности прыжков: приставным шагом, прыжки в приседе на носках с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед правым и левым боком. Включаю еще и другие подобные упражнения с различными положениями рук, что помогает сохранять равновесие.

После нескольких занятий в сентябре я провожу тестирование;определяю уровень развития выносливости (бег 4-6 м) и быстроты (отрезки 20-30 м), а также скоростно - силовые качества (прыжки в длину с места). Учащихся, не показавшие удовлетворительные результаты при тестировании, я брала под свой контроль, давала им домашние задания и тщательно их проверяла.

Для обучения правильной технике бега применяю такие упражнения, как бег в ровном, спокойном темпе с постановкой ноги с носка; отработка высокого поднимания бедра; в беге « забрасывание» пяток назад.

При поведении занятий в спортивном зале в вводную часть включаю медленный бег, в середину или конец основной части - бег умеренной интенсивности(до 4-5 мин.), субмаксимальной и максимальной (ускорения, эстафеты).

Но больше всего бег использую в подвижных играх:(«Совушки», « Салки», « Белые медведи», « Два мороза», « Гуси - лебеди», «Пятнашки» , «Зайцы в огороде» и т.д. Регулярно на уроках провожу эстафеты с использованием спортивного инвентаря: мячей обручей, скакалок, флажков.

Нельзя,конечно,забывать, что и в спортивном зале и на открытой площадке беговые упражнения постоянно надо сочетать с прыжками. Включаю в занятия больше многоскоков, выпрыгиваний вверх, с доставанием в прыжке подвешенных предметов.

В конце учебного года (при выходе на открытую площадку), использую в основном те же упражнения, но увеличиваю число ускорений и пробеганий коротких, средних и длинных отрезков не в полную силу. И, конечно же, провожу простейшие беговые соревнования и игры.

В процессе игровой и соревновательной деятельности мною используются навыки коллективного общения и взаимодействия; ребята начинают понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одновременно не упускаю возможности развивать у учащихся ловкость. Во время длительного равномерного бега ребята преодолевают полосу препятствий, состоящую из гимнастических скамеек и спортивных снарядов.

В комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй, другого, которое могло бы конкурировать с бегом. Он является самым простым, естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко варьировать величину нагрузки на организм.

В работе с учащимися начальных классов одной из целей моей работы была и будет - это создание условий, позволяющих воспитывать потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.

Учитель физической культуры Маштакова Ольга Петровна

МКОУ Новобогородицкая ООШ Петропавловский район

МОУ Гимназия города Малоярославца

Использование ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

Учитель физкультуры Юдакова Наталья Владимировна (из опыта работы)

2014 учебный год

Уроки физической культуры с использованием ритмической гимнастики повышают эмоциональное состояние детей, позволяют делать упражнения длительное время, при этом не ощущая усталости. Учителю необходимо найти ритмическую музыку, которая увлекает ребят, исходя из характера движений. Маршевую музыку следует использовать для ходьбы. Для бега нужно использовать задорную быструю музыку. Общеразвивающие упражнения требуют особого подбора музыки, в зависимости от упражнений: то ли это отрывистые движения, то ли плавные. Использовать можно как минусовую музыку, так и песни со словами. Современные технологии позволяют учителю подобрать мелодии в нужной последовательности, показать детям видеоролики с использованием ритмической гимнастики при изучении движений. Наглядно показать наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении движений. Упражнения ритмической гимнастики способствуют развитию силы, гибкости, выносливости, ловкости. В работу включаются все группы мышц. Развивается координация движений, танцевальные навыки. Желание детей, интерес к урокам физкультуры возрастает в любом возрастном периоде. Современная музыка, а также русские народные композиции ребятам нравятся, дети с удовольствием посещают уроки.
Примерное содержание урока с использованием ритмической гимнастики . (ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 10-12 мин.)

    Разновидности ходьбы и бега.
Ходьба . Ритм четкий, темп средний. Ходьба с перекатом с носка на всю стопу ; - с движениями рук : шаг-руки в стороны, шаг- руки вверх, два шага вперед- хлопки над головой. То же, но в обратном направлении: шаг руки в стороны, шаг- руки вниз, два шага хлопки по бедрам. - с движениями рук : шаг одной- руки на пояс, шаг второй- руки к плечам, шаг одной-руки вверх, шаг второй – руки через стороны вниз. - шаг левой вперед , руки в замок перед собой; правую, согнутую ногу на носок вперед, руки вытянуть вперед; шаг правой вперед, руки в замок перед собой; левую согнуть, вынести на носок вперед, руки вверх. (При сгибании одной ноги, вторая прямая, голова поднята). ходьба с выпадами : шаг левой в выпад наклонно, правая рука вперед-вверх, левая рука назад, пальцы в кулак; смена положений рук и ног. (движения рук энергичные, резкие, точные туловище наклонено вперед, выпады энергичные) Бег. - с движениями рук. Руки сгибаются к плечам, пальцы сжаты в кулак, затем руки в стороны, вверх, пальцы выпрямить. (на два беговых шага важно делать два движения руками). - с высоким подниманием бедра . Предплечья параллельны полу, кисти рук книзу. В беге поочередно касаться коленом одноименной ладони. Правая нога вперед- голову наклонить вправо, левая вперед- голову влево. (сильно отталкиваться вверх, маховую ногу сгибать под прямым углом). - захлестывая голень назад. Руки в стороны, ладони вверх, туловище наклонить слегка вперед. Прыжки . Прыжки на двух, с продвижением вперед, руки вперед; прыжки с продвижением вперед, с поворотами туловища и ног влево и вправо с одновременным поворотом рук. (прыжки легкие на носках, четкие, резкие). - подскоки : выполнять шагом с последующим прыжком вверх. Движения рук произвольные. -бег с подскоками с различным положением рук: к плечам, в стороны, вверх, вниз. Упражнения на месте. Упражнения можно выполнять под русские народные песни. 1 . - и.п. о.с. 1 -ладони в замок на голове, подняться на носки, руки вверх, ладони вверх,2 -и.п.; 3-полуприсед, руки вперед,4-и.п. На последний счет встать в стойку ноги врозь. (8 раз) 2 . -и.п. ноги врозь 1- полуприсед, левая рука к плечу ладонью вперед, правая рука вниз-назад, ладонью назад; 2- ноги выпрямлять, сменить положения рук дугами вперед; 3- повторение счета 1; 4- повторение положения 2. На последнем счете руки вниз. (8раз)
3. -и. п. ноги врозь. 1- полуприсед, руки к плечам; 2- выпрямляя ноги, поворот туловища вправо, левая рука вверх, правая в сторону;3- повторение счета 1; 4- поворот туловища влево, правая рука вверх, левая в сторону. (8 раз) 4. - и.п. то же. 1- полуприсед с наклоном головы вперед; 2- и.п.; 3- полуприсед с наклоном головы назад; 4-и.п. 5 полуприсед с наклоном головы вправо; 6-и.п.; 7 – полуприсед с наклоном головы влево. 8 - и.п. (8 раз) 5. - и.п. то же. Полуприсед с поочередным подниманием плеч вверх-вниз. (8 раз) 6. -и. п. то же, руки вверх. 1- сгибание правой ноги на носок, наклон туловища вперед-вправо, руки вверх; 2-и.п.; 3- то же, но в другую сторону и с другой ноги; 4- и.п.(8 раз) 7. - и.п. о.с.-1- полуприсед на левой, правую скользящим движением в сторону на носок, туловище наклонить вправо (левая рука скользит ладонью по туловищу вверх); правую, согнутую на носок к левой, смена положений рук; 3-4 – то же, что на счет 1-2. На следующие 4 счета повторение, только с другой ноги. (8 раз) 8. -широкая стойка, ладони на полу. 1- поворот туловища вправо, правую руку в сторону вверх; 2- и.п. то же в другую сторону. (16 раз) (на последний счет- принять положение глубокого выпада влево, руки на пол) (8 раз) 9. – и.п. о.с. сгибая скрестно правую ногу вперед перед левой коснуться локтем левой руки до правого колена; то же с другой ноги. (8 раз) 10. – и.п. руки на поясе. 1- прыжок на полусогнутую левую, правую в сторону на носок, туловище слегка повернуть влево, правую руку влево-вперед-вверх; 2- прыжком в и.п.; 3 – прыжок на полусогнутую правую, левую руку вправо-вперед-вверх; 4- прыжком в и.п.;5- прыжком на двух правую руку вверх, голову поворачивая вправо-влево; 6- приземляясь, руку согнуть вперед и отпустить в и. п.; 7-8- то же, что на счет 5, но левой рукой. (8 раз) 11. Ходьба на месте. (ТЕМП МЕДЛЕННЫЙ)

12. Расслабление.

Для рук.

1. Поднять правую руку вперед и дать ей свободно упасть. То же левой рукой.

2. Поднять руки в стороны, свободно «уронить», потрясти ими.

3. Поднять руки вверх, свободно «уронить» туловище, покачать вокруг него руками, начиная движение плечом вперед и назад.

Для ног.

1. Стоя, наклонившись вперед, ноги чуть расставлены, руки свободно свисают. Раскачивать руки в стороны толчками ног.

2. Стоя правой ногой на небольшом возвышении, левая свободно свешивается. Движением бедра раскачивать левую ногу назад-вперед. То же, поменяв положение ног.

3. Поднять правую ногу вперед, поддерживая бедро руками, затем, отпустив руки, свободно «уронить». То же другой ногой.

Для шеи.

1. Расслабленно наклонить голову вперед, назад, в сторону.

2. То же, но одновременно слегка сгибая ноги в коленях.

Для спины.

1. Стоя, слегка наклонившись вперед, руки свободно свисают. «Уронить» туловище, не напрягая рук и не препятствуя их свободному движению назад. При обратном движении рук вперед туловище выпрямить, не сгибая ног.

2. Сидя на полу (или траве), руки за головой, локти развернуты назад как можно дальше, спина прямая, грудная клетка раскрыта. Расслабленно наклонить вперед голову, плечи, локти и туловище.

Для всех групп мышц.

1. Стоя, ноги чуть расставлены. Расслабленно наклонись туловище вперед и расслабленно выполнить круговые движения, немного сгибая ноги в коленях.

2. Стоя, руки подняты вверх, ладони вперед. «Уронить» кисти, предплечья, руки, затем расслабленно наклонить вперед туловище, сгибая ноги.

    Ходьба руки на пояс; на каждый шаг поворот туловища и одноименную ру­ку в сторону.

    Ходьба; два шага вперед, приставляя ногу, присед руки в стороны, встать руки вниз.

    Ходьба; четыре шага вперед, упор присев, упор стоя согнувшись, упор присев, встать.

    Ходьба; с поворотом направо стойка ноги врозь и три пружинящих наклона вперед, выпрямляясь, поворот налево кругом в стойку ноги врозь и т.д.

    Четыре шага вперед; левую в сторону с хлопком руками над головой, при­ставляя левую, руки вниз; правую в сторону с хлопком руками над головой; приставляя правую, руки вниз.

    Четыре шага вперед руки за голову; правую вперед, правую руку вперед; приставляя правую, руки за голову; левую вперед, левую руку вперед; приставляя левую, руки за голову.

7. Два шага вперед, приставляя ногу, наклон вперед и выпрямиться.

8. Два шага вперед, приставляя ногу, упор присев и встать.

Бег и его разновидности

1. Обычный бег.

2. Бег на носках.

3. Бег на месте.

4. Бег с высоким подниманием бедра.

    Бег с захлестыванием голени.

    Бег правым (левым) боком вперед.

    Бег спиной вперед.

    Бег со сменой прямых ног вперед или назад.

    Чередование бега с бегом на месте.

    Скрестный бег.

12. Бег по точкам зала.

13.Чередование бега с ходьбой и прыжками.

14. Бесшумный бег.

15. Бег с изменением темпа.

16. Бег в полуприседе.

17. Бег с преодолением препятствий.

18. Бег с поворотами на углах.

19. Бег с одновременными поворотами (на 180, 360°) по сигналу.

20. Бег с перестроениями в колонну по два и наоборот.

21. Бег в колонне по два, три, четыре.

22. Бег с изменением направлений (противоходом, «змейкой», по диагонали, по кругу).

23. Бег со сменой направляющего.

24. Семенящий бег.

25. Бег шеренгами.

26. Бег по гимнастическим скамейкам.

Прыжки и их разновидности

    Прыжки с продвижением во всех направлениях.

    Чередование прыжков на месте с передвижениями вперед прыжком, шагом или бегом.

    Прыжки ноги вместе, ноги врозь.

    Прыжки ноги врозь и ноги вместе.

    Прыжки на правой, левой.

    Прыжки скрестно правой или левой.

    Прыжки с одной на другую.

9. Прыжки ноги врозь и скрестно левой и правой.

10. Прыжки с хлопками.

11. Прыжки на месте и с продвижением и поворотами.

12. Прыжки, сгибая ноги назад.

13. Прыжки с поворотами на 180 и 360 градусов.

14. Прыжки через препятствия.

15. Прыжки в полуприседе и приседе.

16. Прыжки с захватом группировки.

17. Прыжки по отметкам.

Примерные темы строевых упражнений

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 1

1. Построение в одну шеренгу

2. Задание на внимание:

1-3 – три шага вперед

4 – приставить правую

5-7 – перестроение из одной шеренги в две

8 – пауза

1-2 – поворот налево

3-4 – поворот направо

5-7 – перестроение в одну шеренгу

8 – пауза

3. Ходьба:

а) обычная;

б) на каждый шаг – руки на пояс, руки к плечам, руки вверх с хлопком над головой, руки вниз;

в) два шага, приставляя левую, наклон касаясь, и.п.;

г) три шага, приставить правую, упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.

4. Бег:

а) обычный;

б) чередование бега с продвижением вперед с бегом на месте;

в) задание на внимание:

1 хлопок – бег с высоким подниманием бедра,

2 хлопка – бег с захлестыванием голени;

г) бег спиной вперед с изменением направления:

по диагонали, противоходом, «змейкой»;

5. Прыжки:

а) на двух, руки в стороны;

б) на правой, руки вверх;

в) на левой, руки к плечам

6. Упражнения для восстановления дыхания

7. Перестроение в колонну по 3 (4) захождением отделений плечом

8. Размыкание приставными шагами

9. Смыкание по уставу ВС (с поворотами)

10. Перестроение в 1 шеренгу захождением отделений плечом

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 2

2. Перестроения на месте:

а) в колонну по два и обратное в колонну по одному;

б) в три шеренги и обратное в одну шеренгу

3. Ходьба:

а) обычная;

б) строевым шагом;

в) 4 скрестных шага, руки в стороны; 4 шага в полуприседе, руки за спину;

г) повороты туловища на каждый шаг, руки на пояс;

д) выпады на каждый шаг, руки на голову

4. Бег:

а) обычный;

б) в полуприседе;

в) приставными шагами правым, руки вверх и левым боком, руки перед грудью;

г) с поворотами в углах

5. Прыжки:

а) в стойку ноги врозь, ноги вместе, руки в стороны;

б) то же назад;

в) 4 прыжка на левой, руки на пояс; 4 прыжка на правой, руки к плечам

6. Упражнение для восстановления дыхания

7. Перестроение в колонну по 3 (4) поворотом в движении

8. Размыкание по уставу ВС (с поворотами)

9. Смыкание приставными шагами

10. Перестроение в колонну по одному

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 3

1. Построение в одну шеренгу

2. Перестроение в колонну по 3 (4) захождением отделений плечом

4. Два поворота кругом в движении и остановка группы

5. Перестроение в одну шеренгу захождением отделений плечом

6. Ходьба:

а) обычная;

б) острым шагом, руки перед собой;

в) на каждый шаг – руки вперед, перед грудью, в стороны, вниз;

г) наклоны касаясь на каждый шаг;

д) два шага в полуприседе, руки за спину, два шага в приседе, руки вверх

7. Бег:

а) обычный;

б) скрестным бегом правым боком, руки в стороны и левым боком, руки к плечам;

в) в полуприседе спиной вперед;

г) по хлопку – прыжком поворот кругом и бег в обратном направлении

8. Прыжки:

а) на двух, с хлопками над головой на каждый счет;

б) в стойку ноги врозь, стойку скрестно левой (правой), руки на пояс

в) в полуприседе, руки к плечам

10. Перестроение по расчету уступом

11. Перестроение в одну шеренгу

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 4

1. Построение в колонну по одному

2. Перестроения на месте:

а) в колонну по три и обратное в колонну по одному;

б) в две шеренги

3. Переход с ходьбы на месте к передвижению вперед

4. Два поворота налево в движении, поворот кругом, два поворота направо

и остановка группы

5. Перестроение в одну шеренгу

6. Ходьба:

а) обычная;

б) перекатным шагом, руки за голову;

в) на каждый шаг – поочередно руки вперед, вверх, к плечам, вниз

г) на каждый шаг – выпады с одноименным поворотом туловища, руки в стороны

д) шаг левой, приставить правую, упор присев, встать

7. Бег:

а) обычный;

б) задание на внимание:

1 хлопок – прыжком поворот на 180° и бег в противоположном направлении

2 хлопка – прыжком поворот на 360° и бег в том же направлении;

в) со сменой прямых ног вперед, руки перед грудью;

г) со сменой прямых ног назад, руки на голову

8. Прыжки:

а) на двух, руки на пояс – на каждый 4 счет – поворот кругом и прыжки

спиной вперед;

б) 4 прыжка на левой, 4 на правой, руки к плечам – назад

в) со сменой прямых ног в сторону, руки в стороны

9. Упражнение для восстановления дыхания

10. Перестроение в колонну по 3 (4) поворотом в движении с указанием

интервала и дистанции

11. Перестроение в колонну по одному

1. Проведение подготовительной части урока физической культуры в школе / Анцыперов В.В., Симонов В.П. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 66 с.

2. Программы общеобразовательных учреждений для учащихся 1 – 11 классов: Комплексная программа физического воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.

3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 113-127

4. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПБ.: Изд-во РГПУ, 1998. – С. 214-224

5. Васильева З.Н., Дружков А.Л., Семенов Л.П. Разновидности передвижений: Упражнения и методические рекомендации к их проведению. – М., 1992. – 25 с.

6. Попов Ю.П., Афонский С.А. Строевые упражнения и разновидности передвижений на практических занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях: Методическое пособие. – Волгоград: ВГИФК, 1991. – 36 с.

7. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 45-55

8. Гимнастика: Урок гимнастики и методика его проведения. – М.: ГЦОЛИФК, 1987. – 36 с.

9. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 222-232

На практических занятиях студентамиизучаются наиболее широко используемые в практике физического воспитаниягруппы упражнений . Это:

Упражнения в метании;

Упражнения в равновесии;

Акробатические упражнения;

Прыжки (безопорные, опорные);

Техника лазания по вертикальному канату.