Утренняя гимнастика в раннем возрасте. Утренняя гимнастика на лето для всех возрастных групп. Комплекс утренней гимнастики "Солнечный зайка"


Детям 1-3 лет

Непослушные мячи спортивный досуг в 1 младшей группе


Детям 1-3 лет

Спортивный досуг в 1 младшей группе Ребята и зверята


Детям 6-7 лет

Календарный план занятий по физо для подготовительной группы на март, апрель, май


Детям 4-5 лет

Календарные планы занятий по физо для средней группы на март, апрель, май


Детям 3-4 лет

Календарные планы физкультурных занятий во 2 младшей группе на март, апрель, май

Утренняя гимнастика для детей от 1 года до 2 лет
В файле
Перспективное планирование утренней гимнастики для малышей на год
выглядит так:


16 комплексов предлагается для скачивания в формате текста


и в формате оформленной картотеки для цветной печати в формате А-4

выглядит так:


Комплексы составлены
в соответствии с программой «От рождения до школы»
использовалась литература:
Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Воронеж 2008 г.
В.М. Сотникова «Самые маленькие в детском саду», Момква 2002 г.
М.Г. Борисенко «Ползаем, ходим, бегаем, играем», Спб 2003 г.

Сентябрь

Комплекс №1 «Петушок»
1. Дети вместе с воспитателем ходят по игровой площадке. Воспитатели поет песенку:
Петушок, петушок-
Золотой гребешок,
По двору идет, курочек зовет.
Курочек зовет: «Ко-ко-ко,
Курочки-хохлатки,
Бегите без оглядки.
На слова «бегите без оглядки» дети бегут за воспитателем.

2 Бег в среднем темпе 30 сек, переход на ходьбу.

3 Подвижная игра «Догони петушка»
Роль петушка играет воспитатель.
Петушок убегает, курочки его догоняют

Октябрь

Комплекс №2 «Лошадки»
1Воспитатель собирает вокруг себя детей: сегодня вы не просто ребятки, а быстрые лошадки.
Дети начинают ходьбу по игровой площадке изображая лошадок (подражают воспитателю). Движения сопровождаются текстом:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

С последними словами дети, подражая воспитателю переходят на бег или галоп.
Иго-го, иго-го!
Скачет, скачет мой конь.
(дети бегают в течении 30 сек)
Конь устал, отдохнет
(дети переходят на ходьбу)
И водички попьет
А потом поест он сена
Тихо встанет и заснет
(дети останавливаются, изображают, как спит конь- опускают голову вниз)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек

3 Подвижная игра «Маленькие и большие лошадки»
Воспитатель говорит: « Мы — маленькие лошадки», встает на четвереньки и ползет (дети повторяют движение), затем воспитатель говорит: «Мы- большие лошадки», встает на ноги, выполняет подскоки с продвижением вперед с упором на одну ногу (дети стараются повторить движение)

Ноябрь

Комплекс №3 «Воробышки»
1 Дети сидят на скамейках (стульчиках), воспитатель говорит:
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят.
И тихонечко летят
(дети встают со скамеек, начинают движения изображая птичек)
Полетели, полетели
И на веточку присели
(дети садятся на корточки)
Хвостиком встряхнули
И опять вспорхнули
(дети поднимаются и опять бегают изображая птиц)
Полетели, полетели,
На дорожку птички сели.
Прыгают, чирикают
Зернышки клюют
(дети подражая воспитателю выполняют подскоки на месте, приседания «клюют зернышки- пальчиками стучат по полу)

3 Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Дети садятся на стульчики - это гнездышки, где живут птички, объясняет воспитатель.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо птичкам полетать!
(дети встают со стульчиков, бегают по игровой площадке)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вернулись в гнездышки опять!
(дети садятся на стульчики)

Комплекс №4 «Цыплята»
1 Воспитатель собирает детей возле себя: «Давайте вы будете цыплята, а я курочка! Идите за мной!»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
(дети идут за воспитателем)
Лапками гребите,
Червячка ищите.
(воспитатель присаживается, изображает действия- «ищет червячка», дети повторяют за воспитателем)
На крылечко вышел кот!
Берегись честной народ!
(дети бегают по площадке)
Мама-курочка зовет.
Всех под крылышко берет!
(дети подбегают в воспитателю, воспитатель всех «обнимает»)

3 Подвижная игра «День и ночь»
Воспитатель: «Днем цыплятки гуляют (проходит кружок перед детьми), а ночью спят (присаживается, закрывает глаза ладонями). Давайте поиграем. Сейчас день! (дети ходят по игровой площадке). А теперь- ночь! (дети присаживаются, закрывают глаза ладонями).

Декабрь

Комплекс № 5 «Зайчата»
1 Воспитатель собирает детей вокруг себя, сегодня мы- зайчата! На дворе зима, зайчата оделись в белые шубки. (все присаживаются на корточки в кружок). Воспитатель произносит слова и выполняет вместе с детьми действия по тексту.
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(поднимают руки к голове «ушки» шевелят кистями рук)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
(встают на ноги, хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
(стараясь подражать воспитателю подпрыгивают на двух ногах на месте)
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг- и убежал!
(разбегаются по площадке, затем воспитатель подзывает всех к себе: «Кто зайку напугал?»- ответы детей)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Маленькие и большие зайки»
Воспитатель говорит детям зайки бывают маленькие, вот такие (присаживается) и большие (встает на ноги), давайте поиграем, я буду говорить, какие зайки, а вы мне покажите. Маленькие зайки! (дети присаживаются). Большие зайцы! (дети встают).

Комплекс №6 «Котята»
1 воспитатель: «Давайте сегодня я буду кошкой, а вы котятами! Сворачивайтесь клубочками возле меня.» (воспитатель ложится на ковре, рядом укладываются дети)

Как у нашей кошки
Подросли ребята.
Подросли ребята,
Пушистые котята!
Спинки выгибают.
(встают на четвереньки «выгибают» спинки)
Хвостиком играют.
(поворачивают бедрами влево-вправо)
А у них на лапках
Острые царапки.
(встают на колени, вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки)
Длинные усищи
(разводят руки в стороны),
Зеленые глазищи.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок
(ложатся на пол)
А потом прогнули спинки
И сбежали из корзинки
(встают на ноги и бегают врассыпную 30 сек.)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Послушные котята»
Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки (стулья) обращается к ним: «У мамы кошки послушные котята, когда она их зовет, они бегут к ней, а вы послушные котята?»,
отходит от детей на 5-6 м. и зовет ребят к себе: «Бегите ко мне, послушные котята!», когда все дети прибегают к воспитателю, он радуется, хвалит ребят, отходит от них на раст 5-6 м и повторяет игру. Затем предлагает детям вернуться на скамейки (стульчики).

Январь

Комплекс №7 «Снежок»

1 Воспитатель собирает детей у окна, обращает внимание, что все покрыто снегом: «Давайте поиграем в снежок!»
Воспитатель произносит стишок и показывает действия.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(разведя руки немного в стороны, кружатся на месте)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(пружинистыми движениями медленно присаживаются на корточки, замирают)
Вдруг поднялся ветерок!
(встают на ноги)
Разлетелся весь снежок!
(бегают врассыпную)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Поймай снежинку»
У воспитателя на веревочке привязана снежинка, проходя мимо детей, воспитатель поднимает снежинку над головой ребенка так, чтобы он, потянувшись, привстав на носочки или подпрыгнув на месте, мог дотянуться до нее руками.

Комплекс №8 «Зайцы и мишка»

1 Воспитатель подзывает к себе детей и рассказывает им историю, сопровождая игрой с мошкой и зайкой:
Зайка по лесу гулял,
А в берлоге мишка спал.
Ближе зайка прискакал
И зайчат с собой позвал.
Услыхал медведь
И давай реветь:
Кто тут смеет так шуметь?
Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем в зайчат и медведя» Вы будете зайчата, а я стану мишкой.
Мишка заек не пугает
Вместе с ними он играет:
Ножками топ-топ
(воспитатель показывает движения, дети повторяют)
Ручками хлоп-хлоп
Сели-встали
Сели-встали
И от мишки убежали!
(дети- зайцы убегают от воспитателя, воспитатель-мишка делает вид, что он их догоняет)
В конце воспитатель говорит:
Зайкам мишка помахал
И в берлогу убежал.

2 Ходьба за воспитателем 30 секунд.

3 Подвижная игра «Зайки-попрыгайки»
Воспитатель: «Какие зайки молодцы, от медведя убежали! Вот какие зайки, зайки-попрыгайки!» Воспитатель подпрыгивает на месте, дети повторяют за воспитателем.

Февраль

Комплекс №9 «Неваляшки»
1 Воспитатель приносит детям две игрушки- неваляшки, играет и приговаривает:
Куклы-неваляшки
Яркие рубашки
Не спят, не сидят,
И ложиться не хотят.
Воспитатель обращается к детям: «Какие неваляшки?», повторяет текст и показывает движения (повороты и наклоны в стороны, приседания), дети повторяют за воспитателем.

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Доползи до неваляшки»
Дети встают при помощи воспитателя у веревочки, воспитатель относит неваляшку от детей на расстояние 2-3 м, предлагает доползти до неваляшки, подбадривает «Кто быстрее доползет!»

Комплекс №10 «Белочки»
1 Воспитатель показывает детям игрушку-белочку, произносит слова:
Маленькие белочки
Скачут по ветвям.
Пушистенькие хвостики
Мелькают тут и там.
Маленькие белочки
Замерзли на снегу
Как согреться белочкам
В зимнюю пургу?

Воспитатель оставляет белочку, показывает детям движения, дети повторяют:

Лапка лапку ударяет,
Быстро-быстро согревает.
Прыг да скок, прыг да скок
И свернемся мы в клубок.

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Передай белочку»
Воспитатель подзывает к себе детей, дает одному ребенку игрушку-белочку и говорит: «Передай белочку Кате», ребенок передает белочку Кате, Катя берет белочку, воспитатель говорит Кате: «Передай белочку Диме», дети передают белочку друг другу, пока все не подержат белочку.

Март

Комплекс № 11 «Наши ножки»
1 Воспитатель собирает детей возле себя, призывая их идти за собой, произносит:
Наши маленькие ножки
Зашагали по дорожке
Все идут, идут идут
И совсем не устают
(дети идут за воспитателем)
А теперь мы приседаем
Вместе ручками играем
(пружинка, «фонарики»)
Покружились все на месте
(кружатся на месте)
А теперь присели вместе
(присаживаются)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Догони мяч»
Воспитатель показывает детям мячик.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть
Раз, два, три, четыре, пять,
Мячик будем догонять!
Прокатывает мячик по полу, призывает детей догнать мячик.

Комплекс №12 «Бусики»
1 Воспитатель показывает детям бусы из больших бусин, дети рассматривают бусы, видят, что бусинки нанизаны на веревку, развязывает веревку, бусинки рассыпаются, предлагает детям собрать бусы. Затем взрослый предлагает детям поиграть в бусы. Держит в руках веревочку, подходит к малышу, спрашивает: «хочешь быть бусинкой?», ребенок берется рукой за веревку и вместе со взрослым идет к следующему игроку, собрав все «бусинки», взрослый соединяет веревочку в круг, вместе с детьми радуется, какие красивые бусы получились, затем разъединяет круг: «рассыпались бусики»

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Собери бусинки»
Воспитатель как бы случайно рассыпает бусинки по полу, просит детей собрать бусинки.
Дети собирают бусинки и отдают их воспитателю.

Апрель

Комплекс № 13 «Ладушки»
1 Воспитатель подзывает детей к себе, предлагает поиграть в «Ладушки»
Ладушки, ладушки
(дети стоят на ногах, хлопают в ладоши повторяя за воспитателем)
Где были?
(повороты налево-направо)
У бабушки!
Что ели?
(разводят руки в стороны)
Кашку!
(соединяют руки)
Что пили?
(разводят руки в стороны)
Бражку!
(соединяют руки)
Полетели, полетели
(имитация работы крыльев)
На головку сели!
(кладут руки на голову)
посидели, посидели
И домой полетели!
(побежали за воспитателем)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Поймай птичку»
У воспитателя на веревочке привязана игрушечная птичка, проходя мимо детей, воспитатель поднимает птичку над головой ребенка так, чтобы он, потянувшись, привстав на носочки или подпрыгнув на месте, мог дотянуться до нее руками.

Комплекс №14 «С закрытыми глазами»
1 Воспитатель подзывает к себе детей, предлагает: «Давайте поиграем с закрытыми глазками!»
Друг за другом мы шагаем
Выше ножки поднимаем
(дети идут за воспитателем, высоко поднимая ноги, подражая воспитателю)
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки закрываются,
Ручки поднимаются.
(дети останавливаются, закрывают глаза, поднимают руки вверх, удерживая статическое равновесие)

Глазки открываем,
Весело шагаем!
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки закрываются,
Дети наклоняются.

Глазки открываем,
Весело шагаем!
Вместе мы остановились
Наши глазки все закрылись!
Глазки все закрылись,
Детки покружились!

2 Ходьба за воспитателем 30сек.

3 Подвижная игра «Догони собачку»

Воспитатель показывает детям игрушечную собачку на колесиках с привязанной к ней веревочкой. Воспитатель тянет за веревочку, собачка «убегает» от детей. Воспитатель призывает детей «Догоните собачку!»

Май

Комплекс № 15 «Мишка косолапый»
1 Воспитатель подзывает детей к себе, начинает читать стишок и показывает движения, дети повторяют движения за воспитателем.
Мишка косолапый
По лесу идет
(ходьба по игровой площадке)
Шишки собирает
В сумочку кладет
(наклоняются до пола, имитируя сбор шишек, выпрямляются, «складывают шишки в корзинку»)
Вот упала шишка
Прямо мишке в лоб
(показывают руками лоб)
Мишка рассердился
И ногою- топ!
(топают ногой)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Светит солнышко сутра
Мы пойдем гулять — Ура!
(дети с воспитателем шагают по игровой площадке)
Ну, а если дождь пойдет
Всех нас зонтик соберет!
(воспитатель показывает детям зонтик, открывает его, предлагает всем собраться под зонтиком).

Затем даются простые команды: «Солнышко!» (дети разбегаются по игровой площадке).
«Дождик!» (дети собираются под зонтиком)

Комплекс №16 «Флажки»
1 Воспитатель раздает детям разноцветные флажки, начинает движение, дети идут за ним.
Мы идем, мы идем
Все флажки мы несем
Раз, два, три,
Ты флажки подними!
(воспитатель поднимает вверх флажки, все дети тоже поднимают флажки вверх)

Мы идем, мы идем
Все флажки мы несем
Раз, два, три,
Ты флажками помаши!
(воспитатель поднимают флажки и машет ими над головой, дети повторяют)

Мы идем, мы идем
Все флажки мы несем
Раз, два, три,
Ты флажками попляши!
(воспитатель сгибает руки в локтях, выполняет пружинку, дети повторяют)

Мы идем, мы идем
Все флажки мы несем
Раз, два, три,
Ты флажки убери!
(воспитатель прячет флажки за спину, дети повторяют)

2 Ходьба за воспитателем 30 сек.

3 Подвижная игра «Добеги до флажка»
Воспитатель строит детей по веревочке, сам отходит на 3-4 м., показывает детям флажок, призывает: «Бегите к флажку!»

Комплексы утренней гимнастики
для детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Сентябрь

Комплекс № 1.
1. Игра «Идите ко мне» — ходьба группой в одном направлении.
2. Лёгкий бег врассыпную – полетели, как воробышки.

4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. После слов воспитателя: «Где же ваши руки» — дети вытягивают руки вперёд и говорят: «Вот наши руки». (повторить 5 – 6 раз).
5. И.п.: стать прямо, ноги расставить, руки за спиной. На слова воспитателя «спрятали ножки» дети приседают, руками обхватывают ноги. После слов: «где ваши ноги» — дети выпрямляются, топают ногами на месте, говорят: «Вот наши ноги» (повторить 2 – 3 раза).
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Непрерывные полуприседания на слегка согнутых ногах (повторить 6 – 8 раз).
7. Лёгкий бег на носочках.
8. Ходьба стайкой за воспитателем вокруг комнаты.

Комплекс № 2.
1. Ходьба стайкой за воспитателем.
2. «Птички летят» — лёгкий бег врассыпную.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. «Птицы машут крыльями» — поднять руки в стороны до уровня плеч, опустить, сказать «Чик – чирик». Повторить 4 – 6 раз.
5. И.п.: сесть на пол, ноги скрестить, руки на поясе. Повернуться вправо (влево), вернуться в исходное положение.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Птицы клюют» — наклониться вперёд – вниз и постучать пальцами по коленям, сказать: «клю – клю», вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
7. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. «Птички прыгают» — прыгать легко на двух ногах; «птички летают» — бег в свободном направлении.

Октябрь

Комплекс № 3.
1. Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой по сигналу «стоп». Дать каждому ребёнку по две погремушки. Повторить 2 – 3 раза.
2. Бег с погремушками и притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой.
3. Свободное построение.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках погремушки. На слова воспитателя «покажите погремушки» — дети вытягивают погремушки вперёд – в стороны, говорят «Вот!». На слова воспитателя «спрячем погремушки» дети прячут погремушки за спину. Повторить 5 – 6 раз.
5. И.п.: то же. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать «тук – тук», выпрямиться. Повторить 4 – 6 раз.
6. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание на месте на двух ногах, одновременно трясти погремушками и лёгкий бег.
7. Ходьба всей группы в одном направлении.

Комплекс № 4.
1. Игра «Едем на автобусе» — ходьба топающим шагом всей группой в одном направлении.
2. Лёгкий бег врассыпную.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Качание рук вперёд – назад. Повторить 4 – 6 раз.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Повороты туловища вправо (влево), вернуться в И.п.. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, сказать «бом», вернуться в И.п.. Повтор 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к туловищу, скользя ступнями ног по полу, вернуться в И.П. 4 – 6 раз.
8. Подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении – мячики прыгают, мячики покатились.
9. «Уезжаем на автобусе» — ходьба всей группой за воспитателем.

Ноябрь

Комплекс № 5.
1. «Едем на поезде» — построение и ходьба небольшими группками друг за другом.
2. На сигнал «побежали» бег в рассыпную по всему залу.
3. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны до уровня плеч, опустить, сказать: «чик – чирик». 4 – 6 раз.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки внизу. «Помахать крылышком» — повернуться вправо (влево), отвести руку назад, вернуться в И.п.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить на ширину плеч. Наклониться вперёд – вниз, произнося: «пи – и – и – ть», вернуться в И.п.. 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, руки вдоль туловища. Поднять согнутые ноги вверх и побарахтаться, как жучок, перевёрнутый на спину, вернуться в И.п.. 4 – 6 раз.

Комплекс № 6.
1. «Пойдём гулять» — построение и ходьба в колонне по одному.
2. «Беги ко мне» — бег в прямом направлении.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. Поднять руки вверх, помахать ими, опустить вниз. 4 – 6 раз.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Повернуться вправо, хлопнуть двумя руками, вернуться в И.п. То же сделать в другую сторону. 4 – 6 раз.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, и коснуться руками пола, вернуться в И.п. 4 – 6 раз.
7. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыжки на двух ногах на месте и лёгкий бег.
8. Ходьба в колонне по одному за воспитателем.

Декабрь

Комплекс № 7.
1. Ходьба в колонне по одному за воспитателем, высоко поднимая ноги. На сигнал «стоп» остановиться. Повторить 2 раза.
2. Лёгкий бег друг за другом.
3. Ходьба и свободное построение. Взять кубики.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках кубики. Вытянуть руки вперёд – в стороны, сказать «Вот!», спрятать руки за спину.
5. И.п.: сесть на пол, скрестить ноги, кубики на полу перед собой. Взять кубик правой рукой, повернуться вправо, положить его подальше назад, вернуться в и.п., вновь повернуться вправо, взять кубик, положить его перед собой. То же сделать влево. По 3 раза.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, в руках кубики. Приседая наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, снова наклониться и взять. 4 – 6 раз.
7. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыжки на месте на двух ногах и бег.
8. Ходьба парами по кругу.

Комплекс № 8.

2. Подпрыгивание на месте и бег.
3. Построение в круг при помощи воспитателя.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши, вернуться в и.п. 4 – 6 раз.
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги. Повернуться влево, хлопнуть ладошкой о пол сзади, сказать «тук», вернуться в и.п. то же сделать в право. 4 – 6 раз.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вперёд – вниз, вернуться в и.п. 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на живот, ноги прямые, руки под подбородком. Вытянуть руки вперёд, прогнуться, вернуться в и.п. 2 – 3 раза
8. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Непрерывные приседания на слегка согнутых ногах.
9. «Погуляем» — спокойная ходьба.

Январь

Комплекс № 9.
1. Ходьба высоким шагом.
2. «Птички летают» — лёгкий бег врассыпную.
3. Ходьба и построение в круг.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Качели» — раскачивание рук вперёд – назад. 6 раз.
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Заводная игрушка» — повороты вправо, влево, поворачиваясь, говорить: «трик». 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены. Наклоняясь, присесть, сказать «сели», вернуться в и.п.. повторить 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, вернуться в и.п. 4 – 6 раз.
8. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. «Воробышки прыгают и летают» — прыжки на месте и бег врассыпную.
9. Ходьба друг за другом.

Комплекс № 10.
1. «Гуляем» — ходьба парами.
2. На сигнал «бегом» — бег. Повторить 2 – 3 раза.

4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить. «Показать, какое высокое дерево» — поднять руки через стороны вверх, вернуться в и.п. повторить 4 – 6 раз.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Кто за деревом» — повернуться вправо (влево), выпрямиться. 4 – 6 раз.
6. И.п.: то же. «Кто под деревом» — наклоняясь, присесть, сказать: «Сели», вернуться в и.п. Повторить 4 – 6 раз.
7. И.п.: стать на четвереньки. «Медведи» — ходьба на четвереньках.
8. Ходьба стайкой за воспитателем.

Февраль

Комплекс № 11.
1. Ходьба друг за другом с остановкой на сигнал.
2. Бег врассыпную.
3. Ходьба и свободное построение.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Покажи ладошки» — вытянуть руки вперёд – в стороны, вернуться в и.п.
5. И.п.: сесть на пол, скрестить ноги. Повернуться вправо, сказать «Вот!», вернуться в и.п.. То же выполнить влево. По 3 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить вниз. Наклониться вперёд – вниз, постучать кулачками по коленям, вернуться в и.п. Повторить 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на живот, ноги вытянуть, руки перед грудью. Вытянуть руки вперёд, прогнуться, вернуться в исходное положение.
8. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. «Мячики прыгают, мячики покатились» — подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении.
9. Ходьба друг за другом (змейка).

Комплекс № 12.
1. Построение в колонну. Ходьба в колонне по одному. На сигнал «тук – тук» остановиться, постучать пальчиком о пальчик. Повтор 3 – 4 раза.
2. Бег врассыпную.
3. Ходьба и свободное построение. Взять ленточки.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Раскчивать руками вперёд – назад. Повтор 5 – 6 раз.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки с ленточками внизу. Повернуться вправо (влево) с одновременным взмахом руки вверх, вернуться в И.п.
6. И.п.: то же. Наклониться вперёд – вниз, помахать ленточками перед собой, вернуться в И.п. Повтор 5 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, постучать руками по коленям, вернуться в И.П. 4 – 5 раз.
8. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Прыжки на месте и лёгкий бег.
9. Ходьба друг за другом.

Март

Комплекс № 13.
1. Ходьба парами по кругу.
2. «Лошадки» — ходить, высоко поднимая ноги в коленях.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Покажи ладони» — вытянуть прямые руки вперёд – в стороны, вернуться в И.п. 4 – 5 раз.
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. Повернуться вправо – назад, хлопнуть ладонью о пол, сказать «Хлоп», вернуться в И.п.. То же выполнить в левую сторону. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Маленькие и большие» — присесть, обхватить ноги руками, вернуться в И.п. 4 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги согнутые в коленях к груди, постучать кулачками по коленям, вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
8. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Подпрыгивание на месте с последующим бегом.
9. Ходьба друг за другом.

Комплекс № 14.
1. Ходьба стайкой.
2. На сигнал «Самолёты» лёгкий бег по всей комнате, руки в стороны. На сигнал «аэродром» дети останавливаются. Повторить 2 – 3 раза.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища. «Помашем самолёту» — поднять руки вверх, помахать ими, вернуться в И.п. Повторить 4 – 5 раз.
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Покажи где самолёт» — повернуться влево – назад, отвести левую руку, помахать ею, вернуться в И.п. То же сделать в правую сторону. Повтор 2 – 4 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища. «Самолёты на посадке» — наклониться вперёд, сгибая ноги, сказать «сели», вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на живот, ноги прямые, руки перед грудью. «Самолёт полетел» — развести руки в стороны, прогнуться, вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
8. Лёгкий бег и прыжки на двух ногах.
9. «Поехали на машине» — ходьба топающим шагом.

Апрель

Комплекс № 15.
1. Ходьба друг за другом с погремушками в руках.
2. Легкий бег и притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой.
3. Ходьба и свободное построение в две колонны.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, в руках погремушки. Качание рук вперёд – назад. Повторить 5 – 6 раз.
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги. «Спрячь погремушку» — повернуться вправо, спрятать погремушку позади себя, сказать «Нет», вернуться в И.п. То же выполнить влево. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И.п.: лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Потопать ногами, как можно выше поднимая колени. Повторить 8 раз.
8. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс № 16.
1. Ходьба в рассыпную по всему залу. На сигнал «дудочка» остановиться и «поиграть» на дудочке. Повторить 3 – 4 раза.
2. Ходьба по кругу на медленные удары в бубен, на быстрые дети бегут по кругу.
3. Ходьба и построение в две колонны.
4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Птицы машут крыльями» — поднять руки в стороны, опуская, сказать «чик – чирик». Повторить 5 – 6 раз
5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Птицы ищут зёрнышки» — повернуться вправо, коснуться рукой пола, сказать «здесь», вернуться в И.п. То же выполнить влево. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Птицы клюют» — приседая, наклониться вперёд, постукивая пальчиками по коленям, сказать: «Клю – клю», вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.
7. И.п.: лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. «Птички купаются» — поднять согнутые ноги и руки, подвигать ими, вернуться в И.п. 5 – 6 раз.
8. И.п.: стать парами, держась за руки, ноги вместе. Ходьба парами и подпрыгивание на месте.

Комплекс № 17.
1. Ходьба в колонне по одному.
2. «Зайчики» — подпрыгивание на месте с последующим бегом.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И.п.: стать прямо, руки опустить. «Качели» — раскачивание рук вперёд – назад. Повторить 5 – 6 раз.
5. И.п.: сесть на пол, ноги скрестить, руки перед собой. «Зайчики спрятали морковку» — повернуться вправо, отвести руку назад, вернуться в И.п. То же в левую сторону. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
6. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить. Наклониться вперёд – вниз, хлопнуть в ладоши. Вернуться в И.п. Повторить 4 – 5 раз.
7. И.п.: лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, похлопать руками по коленям, вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
8. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Бег в разные стороны и подпрыгивание на звук бубна.
9. Свободная ходьба.

Комплекс № 18.
1. Ходьба стайкой в одном направлении с ленточками в руках, бег в противоположную сторону. Повторить 2 раза.
2. Ходьба и свободное построение.
3. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны, вернуться в И.п. Повторить 4 – 5 раз.
4. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки с лентами перед собой. Повернуться вправо, коснуться лентами пола сзади себя, вернуться в И.п. То же выполнить влево. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
5. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклоняясь, присесть, коснуться ленточками пола, вернуться в И.п. Повторить 4 – 5 раз.
6. И.п.: лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть согнутые ноги в коленях к груди, коснуться руками с ленточками носков ног, вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Подпрыгивание на месте на двух ногах и бег.
8. Ходьба вперёд и назад.

Цель: Формирование у детей эмоционально – положительного отношения и интереса к движениям.

Задачи:
1. Приучать детей к согласованным действиям посредством проговаривания.
2. Развивать умения имитировать движения предлагаемых персонажей по воображению.
3. Побуждать детей к активным действиям, используя при этом нетрадиционные формы работы.
4. Обогащать жизненный опыт детей.

N1 Комплекс « с кубиками»
Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем - он паровозик.
1. И. п. - ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить вниз, вернуться в исходное положение (5 раз).
2. И. п. - ноги на ширине ступни, кубики за спиной. Присесть, положить кубики на пол, встать, руки убрать за спину. Присесть, взять кубики, выпрямиться, вернуться в исходное положение (4 раза).
3. И. п. - сидя ноги скрестно, кубики в руках на коленях. Поворот вправо, положить кубик на пол за спиной, выпрямиться. То же в другую сторону. Поворот вправо, взять кубик (рис. 1). То же, в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).
4. И. п. - ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков, с небольшой паузой между прыжками.
5. Игровое задание «Быстро в домик!». Дети находятся за чертой - это домик. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку - ходьба врассыпную по всей площадке. На слова «Быстро в домик!» дети вместе с воспитателем бегут за черту (2 раза). Ходьба стайкой (гурьбой) за воспитателем на другую сторону площадки.

N2 Комплекс «Машина»

Ходьба обычная, ходьба с заданиями для рук, бег обычный, бег с преодолением препятствий.
Общеразвивающие упражнения с кольцом.
«Машина выезжает».
И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.
Руки вперед, кулаки сжаты.
Круговые вращения вправо-влево.
«Включаем скорость».
И.П.: сидя на полу, руки с кольцом на бедрах, ноги вместе.
Наклон вперед, коснуться носок ног.
Вернуться в И.П.
«Мы колеса проверяем».
И.П.: ноги слегка расставлены, руки с кольцом над головой.
Присесть, коснуться кольцом коленей.
Встать, руки поднять.
«Мы колеса накачаем».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки с кольцом перед грудью.
Наклониться вперед, произнести звук «ш-ш-ш».
Выпрямиться.
«По дороге мы помчимся».
Бег в чередовании с ходьбой.
Обычная ходьба с заданиями для рук.

N3 Комплекс «Котята»

Ходьба. Ходьба на носках. Бег обычный. Бег с замедлением темпа.
Общеразвивающие упражнения с мячом.
«Мячик в лапках».
И.П.: ноги слегка расставлены, руки в стороны, мячик в левой руке.
Руки вперед, переложить мяч из одной руки в другую.
«Котенок тянется».
И.П.: сидя на полу, руки с мячом наверху.
Наклониться вперед, коснуться мячом носков ног.
Вернуться в И.П.
«Мячик не укатится».
И.П.: ноги слегка расставлены, руки с мячом вытянуты вперед.
Присесть, положить мяч на пол.
Выпрямиться.
Присесть, взять мяч.
Выпрямиться.
«Котенок играет с мячом».
И.П.: ноги слегка расставлены, руки на поясе, мяч на полу.
Прыжки из стороны в сторону.
«Котенок нюхает воздух».
И.П.: свободная стойка.
Вдох.
Выдох.
Ходьба в чередовании с бегом.

N 4 Комплекс «Часики»

«Часики»
1. Вводная часть:
Ходьба друг за другом, ходьба на носках. Непродолжительный бег 8-10 сек.

2. Основная часть:
«Маятник качается»
Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки внизу.
«Тик» мах руками вперёд. «Так» мах руками назад. 3-4 раза.

Исходное положение то же.
«Тик» наклониться в сторону. «так» выпрямиться. 3-4 раза.

«Починим часики»
Исходное положение: ноги параллельно ступни, руки назад.
Присесть, постучать кулачками друг о друга впереди себя, выпрямиться. 3-4 раза.

«Часики веселятся»
Прыжки на месте на двух ногах, руки на поясе.

3. Заключительная часть:
Спокойная ходьба друг за другом.

N5 Комплекс (без предметов)
1.«ЛАДОШКИ»
Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот» – опустить руки.
Повторить: 5 раз.
2. «ГДЕ КОЛЕНИ? »
И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спиной.
Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги) ; сказать: «Тут» – выпрямиться.
Повторить: 4 раза.
3. «ВЕЛОСИПЕД»
И. п. : лежа на спине, руки и ноги выпрямлены.
Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях - «поехали на велосипеде» – опустить ноги.
Повторить: 2-3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями.
4. «ШАГАЮТ НОЖКИ»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.

N 6 Комплекс «Птички»
«Птички летят» – легкий бег врассыпную.
И.П.: стать прямо, ноги расставить, руки вдоль туловища.
«Птицы машут крыльями» – поднять руки в стороны до уровня плеч, опустить, сказать: «Чирик – чирик». Повторить 4-6 раз.

Повернуться вправо (влево), вернуться в исходное положение.
И. П.: стать прямо, ноги расставить, руки за спиной.
«Птицы клюют» – наклониться вперед – вниз и постучать пальцами по коленям, сказать «Клк ~клю», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
И.П. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
«Птички прыгают» – прыгать легко на двух ногах; «Птички летают» – бегать в свободном направлении.
Ходьба стайкой за воспитателем.

N 7 Комплекс (без предметов)
Игра «Идите ко мне» – ходьба группой в одном направлении.
Легкий бег врассыпную – полетели, как воробышки (без музыки).
Построение в круг с помощью воспитателя (без музыки).
И.П .: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной.
После слов воспитателя: «Где же ваши руки» – дети вытягивают руки вперед иговорят: «Вот наши руки». Повторить 5-6 раз. И . П: стать прямо, ноги расставить, руки за спиной.
На слова воспитателя «Спрятали ножки» дети приседают, руками обхватывают
ноги.
После слов: «Где ваши ноги» – дети выпрямляются, топают ногами на месте,
говорят:
«Вот наши ноги». Повторить 2-3 раза.
И.П .: стать прямо, ноги расставить, руки на поясе.
Непрерывные полуприседания на слегка согнутых ногах. Повторить 6-8 раз.
Легкий бег на носочках.
Ходьба стайкой за воспитателем вокруг комнаты.

N 8 Комплекс « С погремушкой»
Повторить 2 – 3 раза. Дать каждому ребенку по две погремушки.
Бег с погремушками и притопы на месте поочередно правой и левой ногой.
Свободное построение.
И.П..: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках
погремушки.

На слова воспитателя «Покажите погремушки» – дети вытягивают руки вперед – в стороны, говорят: «Вот!». На слова воспитателя «Спрячем погремушки» – дети прячут погремушки за спину. Повторить 4 -6 раз.
И,П: то же.
Присесть, постучать погремушкой об пол, сказать «Тук – тук», выпрямится. Повторить 4 -6 раз.
И.П..: стать прямо, ноги вместе, руки опущены.
Подпрыгивание на месте на двух ногах, одновременно трясти погремушками и легкий бег.
Ходьба всей группой в одном направлении.

N 9 Комплекс (без предметов)
Ходьба высоким шагом.
«Птички летают» – легкий бег врассыпную.
Ходьба и построение в круг (без музыки).
И.П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
«Качели» – раскачивание рук вперед – назад. Повторить 5-6 раз.
И.П.: сесть на пол, ноги скрестить, руки на поясе.
«Заводная игрушка» – повороты вправо и влево, поворачиваясь, говорить «Трик». Повторить 5 – 6 раз в каждую сторону.
И. П.: стать прямо, ноги расставить.
Наклоняясь, присесть, сказать: «Сели», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
И.П.: лечь на спину, ноги вместе, руки опустить.
Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, вернуться в исходное положение (без музыки).
И.П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
«Воробышки прыгают и летают» – прыжки на месте и бег врассыпную.
Ходьба друг за другом.

N 10 Комплекс « Дерево»
«Гуляем» – ходьба парами.
На сигнал «Бегом» – бег. Повторить 2-3 раза.
Ходьба, построение свободное (без музыки).
И. П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
«Показать, какое высокое дерево» – поднять руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
И.П.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе.
«Кто за деревом»’ – повернуться вправо (влево), вернуться в исходное положение. Повторить 4 6 раз..И.П.: тоже
«Кто под деревом» – наклоняясь, присесть, сказать: «Сели», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
И.П.: стать на четвереньки.
«Медведи» ходьба на четвереньках.
Обычная ходьба стайкой за мишкой-куклой.

N 11 Комплекс «Цыплята»

Ходьба в колонне по одному, легкий бег, ходьба на носках. Построение в круг.
«Цыплята машут крыльями»
И.П. О.С. руки внизу
В.1. поднять руки в стороны, помахать ими, сказать«пи-пи-пи»
2. И.П.
«Цыплята клюют зернышки»
И.П. ноги узкой дорожкой, руки внизу
В.1. наклон вперед, коснуться руками колен, сказать«клю-клю»
2. И.П.
«Цыплята спрятались»
И.П. ноги узкой дорожкой, руки на поясе
В.1. присесть, руками закрыть глаза
2. И.П.
«Цыплята болтают ножками»
И.П. лежа на животе, руки под подбородком
В.1. помахать ногами
2. И.П.
«Цыплята прыгают»
И.П. О.С. руки на поясе
В.1. прыжки на двух ногах
Ходьба по кругу.

N 12 Комплекс « с платочками»


«Покажи платочек»
В.1. вытянуть руки вперед, показать платочек
2. И.П.
«Сели-показали»
И.П. ноги на ширине ступни, руки с платочком внизу
В.1. присесть, руки с платочком вынести вперед
2. И.П.
«Помаши платочком»
И.П. ноги на ширине плеч, руки с платочком внизу
В.1. наклон вперед, помахать платочком вправо-влево
2. И.П.
«Попрыгай»
И.П. ноги слегка расставлены, платочек в правой руке
В.1. прыжки на двух ногах, помахивая платочком над головой
Упражнение на дыхание. Потянулись к солнышку, дышим носом, равномерно, спокойно. Ходьба по кругу.

N 13Комплекс « В гостях у ёлочки »
В центре зала стоит ёлочка; дети идут по кругу, под музыку ремикс «В лесу родилась ёлочка», становятся лицом к ёлочке. Каждое упражнение выполняется 5 раз.
1. «Колючие иголочки на ёлочке».
И. п.: о. с.;
руки вперёд – пошевелить пальчиками;
и. п.
2. «Фонарики на ёлочке горят».
И. п.: руки вверх – вращательные движения кистями рук;
и. п.
3. «Здравствуй ёлочка».
И. п.: о. с., руки на пояс;
наклон вперёд, руки отвести назад;
и. п.
4. «Зайчики спрятались у ёлочки».
И. п.: о. с.;
сели, голову вниз, руками обхватить голени ног (по сигналу «спрятались» – выполнить группировку)
и. п.
5. «Зайчики радуются – прыжки».
6. Дыхательное упражнение
«Ветерок подул на ёлочку».

Игровое упражнение «Снежинки»
под слова инструктора дети медленно двигаются и выполняют упражнения в такт слов, на последних словах «Снежинки слетелись в большой снежный ком», дети-снежинки «летят под покрывало»
Снежинки, снежинки по ветру летят,
снежинки, снежинки на землю хотят,
а ветер дует всё сильней и сильней,
снежинки кружатся всё быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой снежный ком (3 раза).

N 14 Комплекс « с шишками»

1. «ПОКАЖИ ШИШКУ»
И. П.: о. с., руки с шишками внизу.
Выполнение : поднять руки вперед показать шишки и спрятать их за спину
2. «БЕЛОЧКА ИГРАЕТ С ШИШКАМИ»
И. П.: о. с., руки опущены.
Выполнение : присесть, положить шишки на пол, выпрямиться, затем присесть, взять шишки.
3. «ПОТЯНУШКИ»
И. П.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на коленях.
Выполнение : поднять руки в стороны – вверх, потянуться, опустить руки.
4. «ДОСТАНЬ НОСОЧЕК»
И. П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : поднять руки и ноги вверх, коснуться шишками стоп ног и опустить на пол.
5. «БЕЛОЧКИ ВЕСЕЛЯТЬСЯ»
Поскоки на месте.
Ходьба за воспитателем.
Дозировка упражнений 4-6раз.

N 15 Комплекс « с листочками»

Ходьба в колонне по одному, легкий бег, ходьба на носках, с выполнением заданий для рук. Построение в круг.
«Покажи листочек»
И.П. ноги на ширине ступни, руки с листиком внизу
В.1. вытянуть руки вперед, показать листочек
2. И.П.
«Сели-показали»
И.П. ноги на ширине ступни, руки с листочками внизу
В.1. присесть, руки с листочком вынести вперед
2. И.П.
«Помаши листочком»
И.П. ноги на ширине плеч, руки с листочком внизу
В.1. наклон вперед, помахать листочком вправо-влево
2. И.П.
«Попрыгай»
И.П. ноги слегка расставлены, листочек в правой руке
В.1. прыжки на двух ногах, помахивая листочком над головой

N 16 Комплекс «с мячами»
1. «К СЕБЕ И ВНИЗ»
И. П.: ноги узкой дорожкой, мяч перед грудью.
Выполнение : мяч к себе и вниз
(сказать «вниз»)
2. «ПОКАЖИ МЯЧ»
И. П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
Выполнение : наклон вперед, мяч вперед (сказать «вот»)
3. «КОСНУТЬСЯ ПОЛА»
И. П.: стоя на коленях, мяч перед грудью.
Выполнение : поворот вправо, коснуться пола мячом, вернуться в исходное положение.
4. «ОСТОРОЖНО»
И. П.: ноги узкой дорожкой, руки на пояс, мяч на полу.
Выполнение : поднять ногу, осторожно коснуться мяча, опустить ногу.
5. «ПРЫЖКИ»
На двух ногах в чередовании с ходьбой.
«УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ»

N 17 Комплекс « со снежинками»
Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой на сигнал «Стоп».
Повторить 2 – 3 раза. Дать каждому ребенку по две снежинки.
Бег со снежинками и притопы на месте поочередно правой и левой ногой.
Построение в круг.
«До свидания».
И.п.: ноги слегка расставить, снежинка опущена.
Снежинку вверх, помахать, посмотреть, опустить.
После 2-3 повторений переложить снежинку в другую руку.
Повторить 3 раза.

«На колени».
И.п.: ноги врозь, снежинку вверх.
Наклон вперед, снежинку к коленям, вернуться в и.п.
Повторить 4 раза.

«Не урони».
И.п.: сидя, снежинка на коленях, руки упор сбоку.
Согнуть и выпрямить ноги. Голову не опускать. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
«Вокруг снежинки».
И.п.: ноги слегка расставить, снежинка на полу. Подняться на носки, обойти вокруг снежинки в одну и другую сторону.

Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом.’
Повторить 3 раза.
Ходьба в колонне по одному.

Комплексы утренней гимнастики

во второй группе раннего возраста

Сентябрь

Комплекс №1 «Птички»

Вводная часть

Ходьба стайкой (20 сек)

Корректирующие упражнения «по мостику» (20 сек)

Бег(20 сек)

Основная часть. Комплекс ОРУ без предметов.

1.«Птички машут крыльями».

Поднять руки в стороны, помахать кистями.

Повторить 5 раз.

2. «Птички пьют водичку»

И.П.: - ноги вместе, руки вниз.

Наклон вперёд, руки вытянуть перед грудью, поднести ко рту (горсть).

Повторить 5 раз.

3. «Птички зёрнышки клюют».

И.П.: – ноги слегка расставлены, руки вниз.

Присесть, постучать пальчиками об пол.

Повторить 5 раз.

4. «Птички прыгают».

Поскоки на 2-х ногах в чередовании с ходьбой.

Повторить 8 раз.

Заключительная часть.

Ходьба стайкой (20 сек)

Бег обычный (20 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение «пи-и-и-ип» (20 сек)

Комплекс № 2 «Петя-петушок»

Вводная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 сек)

Бег врассыпную (20 сек)

Ходьба врассыпную (20 сек)

Построение врассыпную

Основная часть

1.Упражнение «Петушок машет крыльями»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Указания: «Держите спину ровно»

2.Упражнение «Петушок пьет водичку»

Наклониться. Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову.

Указание: «Хорошо выпрямить спину после наклона».

3.Упражнение «Петушок клюет зернышки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиками по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

4.Упражнение «Петушок радуется»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.

Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Ходьба в колонне за воспитателем (30 сек).

Октябрь

Комплекс № 1 «Ласковая киска»

Вводная часть

Ходьба обычная за воспитателем (20 сек).

Бег обычный (20 сек).

Ходьба со сменой направления (20 сек).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Кошечка греется на солнышке»

Наклонить голову к одному плечу.

Вернуться в исходную позицию.

Наклонить голову к другому плечу.

Вернуться в исходную позицию.

По 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Указание: «Резких движений головой не делать».

2.Упражнение «Кошечка играет»

И.П.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки за спиной.

Наклониться вперед, положить голову на колени.

Вернуться в исходную позицию.

3.Упражнение «Кошечка спряталась»

И.П.: стоя, руки внизу.

Присесть, закрыть глаза руками.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

4.Упражнение «Кошечка радуется»

И.П.: стоя, руки внизу.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 сек.

Заключительная часть

Спокойная ходьба и медленный бег за кошечкой «стайкой» (1,5 минуты).

Дети вслед за кошкой возвращаются в группу.

Комплекс № 2 «Веселые гуси»

Вводная часть

Ходьба стайкой (15 сек)

Ходьба за воспитателем, руки вверх (15 сек)

Бег врассыпную (15 сек)

Построение врассыпную

Основная часть

1.Упражнение «Гуси проснулись»

И.П.: стоя, руки опущены.

Поднять руки через стороны, произнести: «Га-га!».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

2.Упражнение «Гуси шипят»

И.П.: стоя, руки за спиной.

Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать: «Ш-ш-ш».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

3.Упражнение «Спрятались гуси»

И.П.: стоя, руки внизу.

Присесть, руки положить на голову.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

4.Упражнение «Радуются гуси»

И.П.: стоя.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 сек.

Заключительная часть

Медленный бег за воспитателем «стайкой» (30 сек)

Медленная ходьба за воспитателем (30 сек)

Ноябрь

Комплекс № 1 «Самолёты»

Вводная часть

Ходьба стайкой;

Корректирующее упражнение;

Бег;

II. Часть. Комплекс ОРУ.

1. «Самолёты летят»

И.П.: - ноги вместе, руки вниз.

Руки развести в стороны и помахать ими (повторить 5 раз).

2. «Ветер качает самолёт»

И.П.: – ноги вместе, руки вниз.

Руки развести в стороны и выполнять наклоны влево и вправо (повторить 5 раз).

3. « Самолёты сели на посадку»

И.П.: – ноги вместе, руки вниз.

Развести руки в стороны и присесть (повторить 5 раз).

4. «Лётчикам весело»

И.П.: – ноги вместе, руки вниз.

Поскоки на месте на двух ногах.

Заключительная часть

«Возвращение домой».

Ходьба обычная (15 сек)

Бег в медленном темпе (20 сек)

Комплекс №2 «Части тела»

Вводная часть

Ходьба обычная (10 сек).

Основная часть

1.Упражнение «Покажи руки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, выпрямить и сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

2.Упражнение «Где колени»

И.П.: стоя, ноги расставлены, руки за спину.

Наклониться вперед, ладони положить на колени, смотреть на колени, сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп медленный.

3.Упражнение «Спрячь голову»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.

Вернуться в И.П.:.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснения воспитателя.

4.Упражнение «Прыгают ножки»

И.П.: стоя, руки произвольно.

Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза. Чередовать с ходьбой.

Указание: «Прыгать мягко».

Заключительная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 сек).

Декабрь

Комплекс № 1 «Зимняя полянка»

Вводная часть

«Идём на полянку» - ходьба обычная друг за другом (20 сек)

«Идём по снегу» - ходьба с высоким подниманием ног (20 сек)

«Мы спешим» - бег обычный (15 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение «а-а-ах» (20 сек)

Основная часть. Комплекс ОРУс кубиками.

1. «Постучим кубиками»

Поднять руки вверх, постучать кубиками (повторить 5 раз).

2. «Положи кубики»

И.П.: – ноги слегка расставлены, руки с кубиками вниз.

Наклониться вперёд, положить кубики на пол, взять кубики (повторить 5 раз).

3. «Постучи кубиками (с поворотами)»

И.П.: – сидя на полу с кубиками на коленях

Повернуть туловище вправо, постучать кубиками о пол. Те же движения выполнить влево (повторить 5 раз).

4. «Попрыгаем»

И.П.: – ноги слегка расставлены, кубики в руках внизу.

Поскоки на двух ногах (повторить 8 раз).

Заключительная часть

«Возвращаемся в детский сад».

Ходьба обычная (15 сек)

Бег обычный (15 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение «а-а-ах» (15 сек)

Комплекс № 2

Вводная часть

Легкий бег (20 сек)

Ходьба на месте (20 сек)

Повернуться ко взрослому, подойти к стульчику.

Основная часть

1. «Часики»

И. п.: стоя около стульчика, ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: раскачивание рук вперед-назад «тик-так»

Повторить: 4 раза.

2. «Окошко»

И. п.: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево - «смотрим в окошко»; выпрямиться.

Повторить: 4-5 раз.

3. «Мячик»

И. п.: произвольное.

Выполнение: подскоки на месте.

Заключительная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 сек).

Январь

Комплекс № 1 «Платочки»

Вводная часть

Ходьба друг за другом – «Идём по мостику» (на носочках, руки вверх);

Бег обычный – «Надо спешить»;

Ходьба. Дыхательное упражнение «у-у-у».

Основная часть. Комплекс ОРУ с платочками.

1. «Посмотри на платочек»

И.П.: – ноги вместе, платок держать руками за уголки.

Поднять платок вверх за уголки, посмотреть на него (повторить 5 раз).

2. «Посмотри на платочек»

И.П.: – сидя на полу, платочек держать за уголки.

Выполнить повороты туловища вправо и влево, встать (повторить 5 раз).

3. «Спрятались»

И.П.: – ноги слегка расставлены, платок взят за уголки.

Присесть, спрятаться за платочек, встать (повторить 5 раз).

4. «Детям весело»

И.П.: – ноги вместе, платочек держим за уголки.

Поскоки на двух ногах 8 раз в чередовании с ходьбой (повторить 2 раза).

Заключительная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение «у-у-у» (20 сек)

Комплекс № 2 «Веселые погремушки»

Инвентарь: погремушки из расчета по 2 штуки на каждого ребенка.

Есть веселые игрушки,

Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Им названье - погремушки,

Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Любят дети в них играть,

С ними прыгать и скакать!

Вводная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 сек).

Бег стайкой за воспитателем (20 сек).

Ходьба обычная (10 сек).

Остановка. Построение врассыпную.

Основная часть

1. «Поиграй перед собой»

И. п.: ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Дыхание произвольное.

Повторить 4 раза.

2. «Покажи и поиграй»

И. п.: ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону.

Повторить по 2 раза.

3.«Погремушки к коленям»

И. п.: ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям - выдох. Вернуться в и. п. Повторить 3 - 4 раза. Обращать внимание детей на то, чтобы при наклоне вперед они старались ноги в коленях не сгибать.

4.«Прыг-скок»

И. п.: ноги слегка расставить, погремушки опущены; 4-6 подпрыгиваний; 4 - 6 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2 раза.

5.«Погремушкам спать пора»

И. п.: ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 2 – 3 раза.

При последнем повторении упражнения - присесть на корточки, погремушки под щечку.

Заключительная часть

Февраль

Комплекс № 1 «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым,

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежду чистую одеться

И в детский сад пойти потом!

1. «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 2 раза.

2. «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью - «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

3.«Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.

4.«Мы - молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6- 8 подпрыгиваний и 6 – 8 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

5. «Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна... (вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Пузырь»

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь,

Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»

Комплекс № 2

Вводная часть

Ходьба в произвольном направлении (20 сек)

Ходьба на месте (20 сек)

Повернуться ко взрослому

Основная часть

1. «Хлопки»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: поднять руки вперед, хлопнуть, опустить.

Повторить: 4 раза.

2. «Петрушки»

И. п.: ноги шире плеч, руки внизу.

Выполнение: наклон вперед, руки развести в стороны, выпрямиться.

Повторить: 4-5 раз.

3. «Пружинки»

И. п.: произвольное.

Выполнение: мягкие пружинящие полуприседания на месте.

Повторить: 6-8 раз, чередуя с ходьбой.

Заключительная часть

Медленный бег за воспитателем «стайкой» (30 сек).

Медленная ходьба за воспитателем (30 сек).

Март

Комплекс № 1 «Платочки»

Инвентарь: платочки (25x25 см) - в соответствии с количеством детей.

Купила мама нам платочки -

И для сына, и для дочки.

Платочки надо нам надеть,-

Не будет горлышко болеть!

Сначала с ними мы играем,

Потом на шейку надеваем!

1. И. п.: ноги слегка расставить, платочек в обеих руках у груди. Выпрямить руки вперед - показать платочек. Вернуться в и. п. Повторить 3 - 4 раза.

2. И. п.: ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках внизу. Наклониться и помахать платочком вправо-влево, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

3. И. п.: ноги слегка расставить, платочек в обеих руках внизу. Присесть, платочек вынести вперед. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

4. И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 6-8 прыжков на месте. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза в чередовании с ходьбой на месте.

«Подуем на платочки»

И. п.: ноги врозь, платочек в обеих руках внизу. Подняться на носки, сделать глубокий вдох носом; платочек вынести вперед, подуть на платочек. Вернуться в и. п. Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Кто первый?»

Инвентарь: яркий платок (30x30 см).

Дети образуют круг; педагог находится в центре круга, в руках у него платок. Платок педагог держит за один из уголков. Дети поворачиваются и идут по кругу друг за другом, одновременно педагог читает текст:

Мы идем по кругу,

Дружно, друг за другом.

Вдруг увидели платочек,

Яркий, будто огонечек.

Кому достанется платочек,

Кто первый взять его захочет?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Педагог встает между детьми и произносит:

Ваня (Аня), Лена (Леша), подойдите. Сейчас вы быстро побежите по кругу за платочком, Платочком-огонечком. Пара детей, стоящих в кругу рядом с педагогом, по окончании слов бежит по внешнему кругу к педагогу, стараясь быстрее добежать до платочка, который педагог поднимает на вытянутой вперед руке, и дотронуться до него. Игра повторяется.

Комплекс № 2 «Медвежата делают зарядку».

Вводная часть

Ходьба «Идём по полю» - ходьба на носочках, руки вверх – «Растёт высокая трава!» (15 сек)

Бег обычный – «Мы спешим» (15 сек)

Ходьба, дыхательное упражнение – «Дуем на одуванчик» (15 сек)

Основная часть. Комплекс ОРУ.

1. «Поймай бабочку»

И.П.: – ноги вместе, руки к плечам.

Поднять руки вверх через стороны, «хлопок» - и.п., опустить руки через стороны (выполнить 5 раз).

2. «Мишки ищут шишки»

И.П.: – ноги вместе, руки к плечам;

Наклон вперёд, руками коснуться пола – и.п. (выполнить 5 раз).

3. «Где мёд?»

И.П.: – ноги слегка расставлены, руки вниз;

Наклоны вправо и влево (выполнять по три раза в каждую сторону).

4. «Мишки на велосипедах»

И.П.: – лёжа на спине, руки вдоль туловища;

Поднять ноги, согнуть в коленях, вращательные движения ногами – и.п. (повторить 5 раз).

5. «Мишки топают, зайки прыгают»

И.П.: – ноги вместе, руки вниз;

Ходьба на месте в сочетании с поскоками – и.п. (по 8 раз).

Заключительная часть.

Ходьба с перепрыгиванием «через пенёчки» (15 сек)

Бег обычный в медленном темпе (20 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик» (20 сек)

Апрель

Комплекс №1 «Мячик»

Вводная часть

Ходьба обычная – идём по «мостику» (на носочках, руки в стороны) (20 сек)

Бег обычный – «Надо спешить» (20 сек)

Основная часть. Комплекс ОРУ с мячом.

1. «Подними мяч»

И.П.: – ноги слегка расставлены, мяч внизу в обеих руках;

Поднять мяч вверх, опустить вниз – и.п. (выполнить 5 раз).

2. «Положи мяч»

И.П.: – сидя, ноги в стороны, руки с мячом внизу;

Наклониться вперёд, положить мяч между ног, выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч, выпрямиться – и.п. (выполнить 5 раз).

3. «Приседания»

И.П.: – ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу;

Присесть, положить мяч на пол между ног, выпрямиться, присесть, взять мяч, встать – и.п. (выполнить 5 раз).

4. «Мой весёлый мяч!»

И.П.: – ноги вместе, руки внизу, мяч на полу;

Поскоки на месте на двух ногах около мяча (20 сек).

Заключительная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Бег обычный (20 сек)

Ходьба. Дыхательное упражнение – «Дуем на одуванчик» (20 сек)

Комплекс № 2 «Разноцветные мячи»

Инвентарь: мячи резиновые (d=12-14 см) -по количеству детей в группе.

Очень любят все ребята

В мячики играть,

С разноцветными мячами

Упражненья выполнять!

Мячики разные -

Зеленые и красные,

Крепкие, новые,

Звонкие, веселые.

1. «Выше мяч»

И. п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, посмотреть, опустить, сказать «вниз». Повторить 3 – 4 раза.

2. «Вот он»

И. п.: ноги врозь, мяч перед грудью. Наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот он». Вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза. Ноги в коленях не сгибать.

3. «Веселый мяч»

И. п.: ноги слегка расставить, мяч перед ногами, руки за спину. Присесть, катать мяч от руки к руке, остановить и быстро выпрямиться. Повторить 3 – 4 раза.

4.«Подпрыгивание»

И. п.: ноги слегка расставить, мяч на земле, около ног, руки на пояс. Подпрыгивание рядом с мячом. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

5. «К себе и вниз»

И. п.: то же, мяч опущен. Мяч к себе, носом - вдох. Мяч опустить, на выдохе произнести: «вни-и-из». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч »

Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

Май

Комплекс № 1 «Серенький зайчишка»

Вводная часть

Ходьба по залу друг за другом (15 сек).

Ходьба на носочках (10 сек).

Обычный бег (20 сек).

Ходьба врассыпную (10 сек).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Зайка греет лапки на солнышке»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать: «Тепло».