Константин анисимов зенит. "Голос "Зенита" Анисимов: Митрофанов выдернул меня из-за стола во время матча. «что нарушил – для меня загадка»

Он был постоянным голосом стадиона на Петровском острове с весны 2003-го, но в середине февраля нынешнего года администрация клуба объявила о расставании с Анисимовым. Причиной послужило «систематическое нарушение регламентов и режима». Выяснилось, что гостеприимный мужчина часто приглашал в дикторскую кабину своих детей и знакомых, что по правилам организации матчей УЕФА может навлечь на клуб штрафы.

″... Детвора сидела в соседней комнате, никому не мешала. Я прекрасно понимаю, что в дикторскую кабину никто не имеет права заходить. В эту комнату я их пригласил, предварительно договорившись с людьми, которые там находятся, это работники УЕФА.

Претензии были высказаны мне в грубой, неадекватной, эмоциональной форме, даже с элементами какой-то необъяснимой ко мне неприязни. И слова «ты больше тут не работаешь» для меня стали шоком! Самое страшное не то, что со мной так обошлись, а то, что это было в присутствии детей. Если у вас есть ребёнок, и он видит такое… Хотелось, конечно, дружно расстаться, но больно много грязи на меня вылили , – рассказывал Константин после игры «Зенита» и «Гента» в ЛЧ. ...″

Казалось бы, намерения благие, договорённости имелись, но руководство сине-бело-голубых сегодня всё же непреклонно, а дорога к стадионному микрофону для Анисимова закрыта. Уже и предыдущий диктор «Петровского» вовсю разогревает голосовые связки.

Как это обычно бывает, две стороны конфликта разделяет собственная правда. У каждого – своя.

″... Анисимов провёл посторонних людей в особую зону, где работают представители УЕФА, организаторы трансляции и транслирующие компании. Его действия могли создать серьёзные неудобства телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны УЕФА.

«Зенит» сожалеет, что Константин Анисимов пытается подменить понятия и прикрывает детьми собственное непрофессиональное поведение , – заявил руководитель пресс-службы клуба Дмитрий Циммерман. ...″

Болельщиков популярной российской команды по всей стране не сильно волнует поиск истины и виноватых: они встали на сторону любимого диктора, чей голос и эмоции непосредственно связаны с главными и самыми запоминающимися победами в 90-летней истории петербургского клуба. «Золотые матчи» на «Петровском», майский финал Кубка УЕФА-2008 на стадионе «Сити оф Манчестер», куда обоим клубам-участникам по правилам разрешалось брать своих дикторов, чтобы те посредством родной речи представляли состав команды. Триумфальный для «Зенита» Суперкубок УЕФА того же года Анисимов отработал в Монако, отпраздновав небывалый успех вместе с поклонниками российского клуба. Потому что истинный болельщик – он и не думал «дурить» микрофон актёрским талантом.

″... На английском работал диктор стадиона «Уэмбли», хороший парень. Мне он сказал, что не любит «Манчестер Юнайтед», поэтому работал без эмоций, на чистом профессионализме. Как если бы мне предложили объявлять на матче московского «Динамо».

На «Петровском» я бы зажег лучше. Здесь мне не дали покричать как следует, звук отключали. А так я голы отметил бы как надо , – признавался после финала Суперкубка Анисимов. ...″

***

Футбольные дикторы – народ специфической профессии, творческий и по-болельщицки эмоциональный, что естественно и даже чрезвычайно необходимо.

В 2005 году итальянский журналист, комментатор и легендарный диктор «Ромы» на «Стадио Олимпико» Карло Дзампа, сам того не подозревая, попрощался с работой, исполнив трюк, за который его до сих пор обожают в рядах почитателей «волков». Карло – один из самых преданных болельщиков «джаллоросси» в мире – с 1998-го трудился и докрасна разогревал местные трибуны на «Олимпико», пока в середине прошлого десятилетия в форме «Юве» на поле римского стадиона не вышли бывшие футболисты «Ромы» – Эмерсон и Зебина. Как назло, их выводил тренер Капелло – творец «волчьего» чемпионства сезона-2000/01. Данный факт вывел из себя «романиста» Дзампу.
Карло как обычно представил всех основных участников матча, но когда на табло стадиона высветились фотографии предательской троицы из Турина, диктор показательно замолкал. Болельщики всё поняли сразу, а руководство столичного клуба «мхатовских пауз» сотрудника не оценило, о чём он узнал из утренней прессы.

″... Влюблен в «Рому» с тех пор, как родился. Эта страсть передалась мне от моего отца, который тоже был ярым поклонником «волков». У меня нет никаких отрицательных чувств и воспоминаний. Даже после того самого эпизода в 2005 году. Всякий раз, когда «Рома» выходит на футбольное поле – это праздник для меня!

После того, как я не произнес фамилии ряда игроков «Ювентуса» перед матчем, признаюсь, ждал определённых последствий, но я думал, что у совета директоров хватит смелости сказать мне о своём решении в лицо после стольких лет сотрудничества. Я думаю, что не заслужил того, чтобы руководство смотрело на меня, как на врага команды. Но, в целом, никаких обид нет , – в одном из интервью делился Дзампа. ...″

***

Уволенный Константин Анисимов не может похвастать славой, которая давно свалилась на его громогласного римского коллегу. Ему и не нужно.

Константин – коренной петербуржец и сын ныне покойного актера Александра Анисимова, снимавшегося в прекрасном советском фильме «Удар! Ещё удар!». Консультантом знаменитой картины стал тренер «Зенита» Аркадий Алов. В 1968-м году закончились работы над художественно-спортивным фильмом, и съемочную группу любезно пригласили на футбольный матч.

Отец взял с собой маленького Костю, «Зенит» проиграл, и недовольные болельщики закидали автобус с футболистами подручными предметами, а яркое событие навсегда отложилось в памяти мальчика:

″... Вот, наверное, с тех пор и заболел «Зенитом»… В те годы команда и стала моей большой любовью, а посещение матчей – образом жизни , – однажды вспоминал детские годы уже бывший диктор «Петровского». ...″

Теперь понятно, почему Константин без лишних мыслей брал с собой на работу детей. Скажите на милость, а как ещё у клуба появляются настоящие и преданные болельщики, если не так? Если они, впитывая натуральные футбольные впечатления с малых лет, через всю жизнь пронесут клубную привязанность в сердце.

Фанаты знают и любят Анисимова. Его голос давно стал традицией, а традиции не нарушают, чтобы не отвлекаться на суеверия. Неподдельные эмоции Константина ассоциируются с лучшими эпизодами в истории «Зенита», со славными победами и – куда же в спорте без них – с редкими моментами горьких поражений.

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 43-й тур
"ЗЕНИТ" - "СПАРТАК" - 2:3

Встречу между "Зенитом" и "Спартаком" корреспондент "СЭ" смотрел в компании Константина Анисимова - диктора питерской арены, без которого немыслима ни один домашний матч сине-бело-голубых.

Александр ЯКОБСОН
из Санкт-Петербурга

На арену Анисимов (в повседневной жизни - актер театра "Балтийский дом") приезжает за два часа до стартового свистка, чтобы провести всю необходимую подготовительную работу: проверить звучание колонок и микрофон, изучить составы, разобраться с правильным произношением фамилий футболистов, а также заранее прочитать тексты, которые слышат зрители.

Никаких особых примет перед игрой у меня нет. За исключением, пожалуй, одной, - рассказывает Анисимов. - Когда еду на стадион, всегда заезжаю в театр, чтобы выпить чашечку кофе и перекинуться парой слов с коллегами. Хотя есть и еще одна традиция - на самые важные поединки надеваю шарфик, который привез из Манчестера с победного финала Кубка УЕФА.

В этом году Анисимов отметит десятилетний юбилей спортивной деятельности - вместе с клубом с берегов Невы он с 2002 года.

Первый матч в качестве диктора провел на тогда еще новой арене "Коломяги-Спорт", где в те времена проходили игры зенитовской молодежки, - вспоминает голос "Петровского". - А как волновался во время дебюта на встрече основного состава - словами не передать! "Зенит" как раз возглавил Властимил Петржела. Протоколы еще заполнялись от руки и не было распечатанных версий, поэтому часто приходилось буквально расшифровывать фамилии игроков. Затем стало немного проще - где-то на четвертой игре придумал определенную схему, которую почти не меняю до сих пор.

После этой фразы Анисимов ненадолго отлучился, чтобы решить технические вопросы и сделать первые объявления по стадиону, а затем мы вновь перешли к беседе. Забегая вперед, отмечу: в дикторской Константин Алексеевич находился в основном до стартового свистка, а после него - в основном на ногах.

На многих стадионах дикторы берут на себя роль комментаторов, - продолжает Анисимов. - Считаю, это не совсем правильным, потому что не хочу мешать болельщикам смотреть футбол. Да и роли, в конце концов, у комментатора и диктора совершенно разные.

Справедливости ради стоит отметить, что с пониманием игры у Анисимова все в порядке, ведь долгое время он занимался футболом и даже провел несколько тренировок в питерском клубе. Но, как сейчас принято говорить, просмотр успехом не увенчался.

Занимался спортом номер один до девятого класса, - рассказывает Анисимов. - Играл на позиции центрального нападающего за разные заводские команды - и многие надо мной подшучивали. Ведь скорость набирал не очень быстро, но если разгонялся, то остановить было уже крайне сложно. (Смеется. ) Потом пришлось делать выбор - либо спорт, либо артистическая карьера. Так как я из театральной семье, то выбрал именно эту стезю. Впрочем, с футболом никогда не рвал и при каждом удобном случае выходил на поле. Правда, в лихие 90-е, когда страна была в полной разрухе и не было ни театра, ни футбола, внимания мячу уделял меньше, но за "Зенитом" следил всегда. Очень переживал из-за вылета в первый дивизион, радовался каждому успеху любимой команды.

Минут за десять до начала встречи болельщики прослушали стартовые составы - знакомый каждому завсегдатаю "Петровского" голос Анисимова стал таким же символом Петербурга, как и "Зенит", Ростральные колонны, Петропавловская крепость и Эрмитаж. Буквально за мгновение до стартового свистка диктор проводит перекличку всех секторов.

Не помню, когда появилась подобная идея, - говорит Анисимов. - Точно помню, что получилось это спонтанно - увидел, что зрители отвечают взаимностью и традиция сохранилась в дальнейшем. У меня есть несколько правил. К примеру, никогда не объявляю, что команда забила автогол. Это и без того горе для коллектива и конкретного футболиста, так что считаю объявлять фамилию провинившегося неправильно. Ведь на трибунах сидят родственники и друзья, поэтому этот момент может их сильно расстроить. Вообще, крайне не люблю делать объявления о различных дисциплинарных моментах и прочих неприятных вещах. Ведь наши болельщики - самые лучшие. Да я и сам такой же лишь волею судеб ставший диктором. Распорядись судьба иначе, то просто приходил бы на стадион, чтобы также орать как они. (Смеется .)

Когда матч начался и были объявлены фамилии арбитров, Анисимов выходит с микрофоном на верхний ярус стадиона, где с сигаретой и чашечкой кофе продолжает смотреть действо, разворачивающееся на поле. В какой-то момент диктору становится не до курения с употреблением ароматного напитка, давая волю эмоциям.

Эх, Рома, отдал бы Кержакову и тогда бы точно забили, - раздосадованно говорит диктор, когда на 14-й минуте матча Широков попал в перекладину, создав первый опасный эпизоды игре. - Нужно использовать свои моменты, тогда и результат будет. Ведь очень хочется отметить чемпионство с хорошим настроением. Тем более, победой над таким принципиальным соперником, как "Спартак".

Вскоре Кержаков открывает счет, забив свой 100-й мяч в чемпионатах России за "Зенит". И герой нашего репортажа сливается в экстазе вместе со всем стадионом:

Многие спрашивают меня, почему так кричу "Г-о-о-о-л", когда "Зенит" забивает. Ответ на этот вопрос прост: как уже говорил, я - болельщик и не в силах сдерживать эмоции. Поэтому и не могу работать в дикторской, ведь очень важно чувствовать пульс трибун. Очень люблю эту атмосферу. Да и вообще считаю, что счастливый человек, ведь занимаюсь любимым делом - играю в театре и работаю на "Петровском". И, кстати говоря, мне это никак не мешает. Да было одно время, когда играл в пятичасовом спектакле "Гамлет". Появлялся в нем в первом и третьем действии и между ними успевал съездить на футбол и вернуться обратно. Даже еще время оставалось, чтобы дух перевести. Сейчас же никаких проблем нет - "Зенит" заранее присылает график матчей и мое руководство ставит на спектакли в удобные дни. Разве что в марте-феврале бывают накладки, но они не критичны.

А в это время "Спартак" выравнивает игру: футболисты в красных майках все чаще (и опаснее) приближаются к штрафной Малафеева.

Что-то наши немного сбавили обороты, - Анисимов быстро подмечает перемены, происходящие на газоне. - Наверное, хотят сыграть на удержание счета, но к добру это не приведет.

Как в воду глядел диктор: москвичи сумели не только отыграться, но вырвать победу в меньшинстве в упорном матче, немного смазав местной публике впечатление от чествования четвертого золота в истории "Зенита".

Всегда должен быть в хорошем настроении, несмотря ни на что, - только улыбнулся Анисимов, когда стало ясно, что в этой встрече добиться успеха сине-бело-голубым не суждено. - Конечно, очень обидное поражение, но ничего не поделаешь. В конце концов, проиграв сегодняшнюю битву, "Зенит" выиграл войну и стал первым. А это самое главное!

Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»:

«24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».

Стадион «Петровский» потерял голос. Известный диктор - актер Константин Анисимов за 14 лет работы без преувеличения стал настоящим символом арены. Все это время ему удавалось совмещать съемки в кино, игру в театре и работу комментатором.

Болельщики говорят, что не представляют матчи петербургской команды без его голоса. Но Константин Анисимов не падает духом, говорит, что место для футбола в его жизни будет всегда. Анисимов официального уведомления о расторжении контракта еще не получал.

Артем Шарипов, корреспондент: «На новый стадион «Зенит» переедет с другим голосом. Константин Анисмов так и останется в истории диктором стадиона «Петровский». Знаменитый актер больше не работает в клубе. «Зенит» разорвал с ним отношения. И все. Знаменитый голос затих, но скандал, связанный с увольнением, никак не утихает».

- «Зенит»! «Зенит»! Молодец, Константин Анисимов, актер «БалтДома». Как он работает на стадионе, а!

Комментатор Орлов хвалит последнюю дикторскую экспрессию Константина Анисимова. В ноябрьский лигочемпионовский вечер жарко не только на поле. Над полем тоже разгораются страсти. На 66-й минуте матча голос «Петровского» неожиданно выталкивают в коридор арены.

Константин Анисимов, актер: «Сзади, со спины. Я даже не видел со спины, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно со мной». «Ты больше не работаешь». Все».

Крест на любимом деле поставили из-за сына и его друга, которых Константин Анисимов провел в помещение рядом с комментаторской, тоже священное, как заявили в клубе, место. Актер нарушил правила аккредитации.

Дмитрий Циммерман, руководитель пресс-службы ФК «Зенит»: «Эти дети нарушали спокойствие и рабочую атмосферу. За это он был отстранен. Вернее, договор с ним был не был продлен, он работал в клубе на договоре».

Константин Анисимов, актер: «Какой бы ни был человек, нельзя так втаптывать, уничтожать, во время работы, когда трансляция. А если б я был не в себе, а если б мне плохо стало?»

Переход в «Зенит» из стана заклятых соперников «Динамо» - Жиркова и Кокорина - вызвал меньше эмоций, чем уход Анисимова. В главной футбольной программе России в первый чемпионский сезон отметили, что с него в Петербурге начинается футбол.

Следующий сезон стал бы юбилейным. Анисимов проработал 14 сезонов, объявлял состав в Манчестере в победном финале Кубка УЕФА и в Монако, когда взяли Суперкубок Европы. Коллега по сцене - народный артист Иван Краско написал в Законодательное собрание и Валентине Матвиенко в Совет Федерации с просьбой заступиться за знаменитого диктора.

Иван Краско, народный артист России: «Когда Костя кричит: «Гоооол!!!», я радуюсь вместе с ним, думаю, молодец, он сжигает стадион! Он зажигает весь стадион».

Выражаясь языком испанского футбола, «Эль скандаль» привлек трибуны: болельщики составили петицию с требованием вернуть актера на игры команды.

Максим Бигонь, болельщик: «По-другому не могли никак отреагировать. Все недовольны, все хотят, чтобы его вернули. У кого ни спрашивал, все против и считают, что это просто оскорбительно для болельщика убрать Анисимова с его должности».

Мало кто верит, что «Зенит» пойдет на попятную. Руководство самого богатого и успешного клуба страны принимает такие решение обычно взвешенно. Команда с большими европейскими амбициями — это прежде всего бизнес, не склонный к излишним сантиментам.

Алексей Игонин, бывший капитан ФК «Зенит»: «Со стороны футбольного клуба «Зенит» это бизнес. Наверное, нельзя нарушать некие правила, и их устанавливает не только клуб. Напрямую это было высказано, я знал об этом до того, как это было описано в СМИ. Мне кажется, что здесь все логично, и тот шум, который происходит вокруг этой ситуации, только помешал примирению, которое возможно было бы на начальном стадии».

Анисимову уже подыскали замену. Новым старым голосом «Зенита» станет Алексей Петров.

Алексей Петров, руководитель медиаслужбы стадиона «Петровский»: «Для меня это не новость. Я был диктором стадиона «Петровский» с 97-го по 2002 годы и приходилось мне и Костю несколько раз заменять. Это не новый вызов судьбы».

Анисимов олицетворяет эпоху, когда «Зенит» был романтичным и доморощенным клубом. А его уход может быть символом того, что клуб окончательно перестал быть прежним. И только количество болельщиков на трибунах покажет правильность этих перемен, которые, к слову, принесли команде первую звезду за пять чемпионств.

Диктор стадиона «Санкт-Петербург»: «Я такой же болельщик "Зенита", как все. Только с микрофоном»

Во время встречи Лиги Европы с «Вардаром» корреспондент наблюдал за работой диктора арены «Санкт-Петербург» Константина Анисимова.

Футбол вместо доктора Ватсона

В свое время на «Петровский» в день домашнего матча «Зенита» актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов приходил не позднее, чем за полтора часа до стартового свистка.

– На «Санкт-Петербург» бывает и за три приезжаю, – рассказывает Анисимов, когда «Вардар» и «Зенит» вышли погулять по газону. – А сегодня и вовсе еще в 11:00 тут был.

– Зачем так рано?

Действительно в этот момент я ловлю себя на мысли, что голос Анисимова звучит в двух местах одновременно: рядом со мной и из динамиков арены. Содержание при этом – разное.

– За то, что могу не бегать каждые пять минут к микрофону, надо нашим звукооператорам сказать спасибо, – продолжает Константин. – Правда, я все равно здесь. Мало ли что случится. Тогда в любой момент прочитаю эти объявления вживую. Их же огромное количество. Но сделано все грамотно. Хотя не уверен, что озвучивать рекламу – это мое. Выйди, послушай. Я в этом смысле в ужасе от себя. Мне кажется, только всех раздражаю.

– А как быть, если у вас вечером спектакль?

– С театром все улажено и договорено. «Зенит» прислал в дирекцию письмо с графиком домашних игр и просьбой по возможности в эти дни меня в спектаклях не задействовать. Вот прямо сейчас, например, идет «Шерлок Холмс», где играю доктора Ватсона. А я, как видишь, здесь. Замену, к слову, нашел себе сам. Договорился с человеком, согласовал с руководством. Оно, надо сказать, удивилось: мол, ты же только про субботы-воскресенья говорил. Пришлось объяснять про четверги в Лиге Европы. И потом, все равно молодым надо давать дорогу. В театре – не на футболе, – с улыбкой спешит уточнить актер, он же диктор.

Как выяснилось, к матчами Анисимов готовится не менее тщательно, чем к спектаклям.

– Тут много разных помещений – есть где речь разработать, прочитать заранее нужный текст. А бывает, просто отворачиваюсь от микрофона и произношу скороговорки. «Санкт-Петербург» – это ведь такая громадина, не хочется потом во время матча ошибаться. Тьфу-тьфу-тьфу, в последнее время оговорок не было, – продолжает Константин.

И тут же признается, что всякое случалось. Например, на последнем мачте «Зенит» – «Спартак», когда хозяева забили пятый мяч, он на радостях сказал, что счет 5:0, а не 5:1. Или авторство гола приписал Дриусси вместо Ригони. Но тут же исправился.

– Поверь, ошибся не специально – не всегда все четко видно на поле, – объясняет Анисимов.

«Помогите запустить волну»

В чем тут фокус, стало ясно чуть позже. Когда в дикторскую принесли стартовые протоколы, Анисимов сразу принялся проговаривать все фамилии, включая судей.

– Официальную часть я всегда начинаю здесь, за столиком. А потом… Скоро сам все увидишь, – обещает Константин.

Знакомое «Говорит арена «Санкт-Петербург» Анисимов произносит уже стоя. В таком же положении объявляет составы. Чуть выделяет «А-а-р-р-тем» и через паузу после болельщиков «Дзюба»!

– Ну что, приглашаю? – у кого-то невидимого по спецсвязи спрашивает диктор, имея в виду следующую коронную фразу «На поле приглашаются…».

И вскоре после этого выскакивает из закрытого помещения на стилобат чаши между верхним и нижним ярусами трибун.

Уже отсюда с радиомикрофоном в руках начинает привычную перекличку секторов. При этом полное ощущение, что Анисимов обращается буквально к каждому. Впрочем, он и правда по очереди поворачивается ко всем трибунам, которые «заводит».

– Если нет отдачи, зачем этим заниматься? Да я и сам «завожусь» от этого, – говорит Константин уже по ходу первого тайма. Он по-прежнему стоит на стилобате. И внимательно наблюдает за игрой. Вдруг гол – надо же увидеть, кто забил!

К слову, последний ряд нижнего яруса оказался прямо под нами.

– Люди иногда даже просят волну помочь запустить. Но неудобно как-то, – поясняет диктор.

Самое тяжелое – минуты молчания

Глядя на поле, он рассказывает, что в его работе самое тяжелое. Это минуты молчания.

– Сам всегда очень переживаю. А когда самолет разбился по пути из Египта в Питер, совсем кошмар был, – вспоминает Анисимов. – Вообще в моем деле очень многое от доверия зависит. Я ведь много импровизирую. В прошлое воскресенье вместо «гол-гол-гол» кричал «Дзюба-Дзюба-Дзюба». Когда чувствую, что нужен, гораздо лучше получается. Спасибо Сергею Фурсенко, президенту «Зенита», – позвал работать и на эту арену.

Но вот Полоз открывает счет. Анисимов мгновенно срывается с места, кричит все же «гол-гол-гол» и на всякий случай бежит обратно за стекло, чтобы официально уточнить, кто именно автор мяча.

Затем возвращается, очень переживает за нереализованный Дзюбой пенальти («Эх, Артем, Артем»). А позже отмечает гол Ригони в такой позе, будто забил его сам.

Свой среди своих

В перерыве можно перевести дух, попить чайку. В начале второго тайма мы снова на ногах на стилобате. Смотрим, как «Зенит» атакует ворота, за которыми вираж.

– Мне тоже хочется покричать «оле-оле-оле», попеть. Я ведь, по сути, такой же болельщик, как и все здесь. Только у меня микрофон, – признается Анисимов.

И рассказывает, что в его работе самое приятное. Это реагировать на голы и победы «Зенита».

– По «Петровскому» не скучаете? – спрашиваю, когда на поле не так напряженно.

– Мне новая арена очень нравится. На въезде в город такая грандиозная архитектура. Украшение Петербурга. А народу сколько! Знакомые теперь говорят: им в голову не приходило, что на футболе может быть так круто, – отвечает Константин.

Ближе к концу матча работы у него становится больше. Начинаются замены, надо объявлять из-за столика. Равно как и количество зрителей – 38 196. «Спасибо за поддержку», – звучит как всегда душевно. А вот имя автора гола в ворота «Зенита» – куда равнодушнее.

Раздается финальный свисток. Анисимов приглашает всех на следующий матч – с «Уралом». Мы прощаемся. Но ненадолго. Ведь игра с клубом из Екатеринбурга 2 декабря.

– А все же жаль, что в конце нам забили, – бросает на прощанье диктор арены «Санкт-Петербург».